ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ К статье ДЕТСТВО По тому, как дети "видят" мир, мы знаем, что они мыслят не так, как взрослые. Все следующие примеры взяты из реальной жизни. Урсула (трех лет): "У меня в животике боль". Мама: "Ляг, и она пройдет". Урсула: "А куда она пройдет?" Наивный вопрос Урсулы крайне важен. Обнаруживает ли этот вопрос примитивное понимание боли, характерное для детей и потом исчезающее? Следует ли матери Урсулы просто отмахнуться от этого вопроса? Пиаже рассматривал когнитивное развитие как процесс созревания, проходящий через хорошо различимые стадии к конечной цели - зрелому мышлению. До определенного возраста, утверждает Пиаже, высказывания детей обнаруживают незрелое мышление, и поскольку в это время вмешательство учителя-взрослого мало влияет на созревание когнитивных структур, родители и учителя могут не принимать всерьез подобные алогизмы Урсулы. Иллюстрируя незрелое мышление маленьких детей, Пиаже приводит следующий пример: Взрослый: "Что делает луна, когда ты идешь гулять?" Ребенок: "Она идет за мной". Взрослый: "Почему?" Ребенок: "Ее заставляет идти ветер". Взрослый: "А разве ветер знает, куда ты идешь?" Ребенок: "Да, всегда". На самом деле взрослому тоже кажется, что луна повсюду следует за ним, однако взрослый, если он не поэт или душевнобольной, отметает это восприятие как иллюзию. Дети же относятся к нему серьезнее, к тому же сказки и детские стишки способствуют появлению у них анималистического мышления (предметы и силы природы живые и, подобно людям, чего-то хотят), однако предполагается, что с началом школьного обучения дети вырастают из такого способа мышления. Следует ли воспринимать вопрос Урсулы насчет боли в животике как свидетельство ее примитивного мышления, из которого она вырастет естественным образом? Есть и лучший способ отреагировать на подобный вопрос ребенка. Его можно принять как приглашение к игре, в которой ребенок и взрослый вместе подумают над тем, что такое боль и в каком смысле она "проходит". Кажется странным, когда впервые задумаешься над этим, что боль проходит, но не приходит в другое место. Боль может также вернуться, даже вернуться в то же самое место, хотя в промежутке ее нигде не было. Взрослому все это уже известно, но лишь благодаря наивному вопросу ребенка взрослый внезапно обнаруживает, что он это знает. Вопрос о том, как заставить боль пройти, принадлежит медицине и психологии, однако вопросы о природе ментальных состояний вроде боли - где она и что значит для боли пройти - это вопросы, над которыми вправе задуматься любой. Подобно многим другим детям, Урсула в сущности показывает, что она готова задаваться вопросами, бросающими вызов даже склонному к размышлениям взрослому. Джоди, несколькими месяцами старше Урсулы, спрашивает: "Мы живем или нас показывают по видео?". Вопрос Джоди вовсе не так прост и свидетельствует о том, что ребенок начал различать прямые передачи по телевидению и видеозаписи. Его вопрос сходен с вопросом шестилетнего Тима: "Откуда мы знаем, что все это не сон?". Аналогичный вопрос мы находим в диалоге Платона Теэтет, и он же образует центральную проблему философии другого великого мыслителя, Рене Декарта. Самое любопытное в вопросе о сне - это мысль о том, что любое свидетельство того, что мы не спим, тоже может нам присниться. Таков же вопрос о видео. Все, что доказывает нам, что идет прямая телевизионная передача (например, титры на экране: "Прямая трансляция"), могло быть заранее записано. Вопрос Джоди - это скорее вопрос, откуда я знаю, что сейчас не сплю (а не вопрос, как убедиться в том, что не все - сон), и этот вопрос подразумевает, что иногда я бодрствую. Проблема здесь в том, как выяснить наверняка, в каком состоянии я нахожусь в данный момент. Вопрос Джоди также предполагает, что одни события происходят в жизни, а другие записаны на видеопленке. Загадка в том, какие где. Отец Тима, заинтересовавшись, спрашивает сына, как бы он сам ответил на свой вопрос. Тим отвечает: "Я не думаю, что все это - сон, потому что во сне люди не приходят спрашивать, снится это или не снится". Такой ответ удовлетворит не всякого, но несомненно является шагом в нужном направлении. Мышление детей может показаться удивительно наивным, однако оно напоминает нам о наиболее существенной особенности человеческого опыта - его зависимости от точки зрения. Четырехлетний Джон, который часто наблюдал, как исчезают вдали самолеты, впервые в полете сам. Когда самолет выравнивается на высоте полета, ребенок с удовлетворением и одновременно с недоумением замечает отцу: "А тут всё не становится меньше". Взрослые, которые улыбнутся наивности Джона, вряд ли сами в состоянии объяснить, как они ежедневно судят о размерах предметов. Иногда мышление ребенка наигранно скептично, и взрослому следует подумать, не вступить ли в игру. Например, мать говорит ребенку (назидательно): "Ты не можешь находиться сразу в двух местах", на что ребенок шаловливо отвечает: "А ты можешь, ты же можешь быть в доме и на кухне". Взрослый скорее всего недооценит эту детскую логику в духе Алисы в Стране Чудес и ответит строгим: "Ты отлично понимаешь, что я имею в виду!", но лучше бы похвалить ребенка за сообразительность подкрепляющим "Это верно", а затем рассмотреть, в каких случаях это верно, чтобы исключить алогизмы (например, нельзя одновременно находиться вне и внутри дома). Порой в детской мысли выражается тревога, а не просто удивление или озадаченность. Размышляя над тем, что помимо книг, игрушек и одежды у него есть две руки, две ноги, голова и что это его игрушки, его руки, его голова и т.п., шестилетний Джон задается вопросом: "Что из всего этого я сам?". В это время Джон размышлял о смерти своей собаки, попавшей под машину. Родитель или учитель, поддерживающий близкие отношения с ребенком, обычно знает, когда такое обсуждение следует продолжать дальше, а когда разговор разумнее перевести на другую тему. Конечно, родителям, которым трудно справиться с собственной тревогой, например по поводу смерти, будет гораздо легче сменить тему. Они должны, однако, осознавать, что для подлинно тревожного ребенка смена темы таит свои опасности и уход от обсуждения порождает новые тревоги. В случае Джона хорошим выходом из положения могло бы стать обсуждение того, что у стола, к примеру, есть его крышка и его четыре ножки, даже если у стола ничего, кроме крышки и ножек, нет. Части тела Джона включают голову, туловище и конечности, однако тот факт, что все они его части тела, не доказывает и не опровергает того, что помимо частей существует их владелец - разум или даже бессмертная душа. И разум, и душа - это тоже его разум и его душа. Иногда дети спрашивают, с чего все началось, и не удовлетворяются до конца ни религиозным ("Бог создал небо и землю"), ни научным (Большой взрыв) объяснением. Девятилетний Ник рассуждает: "Вселенная - это всё и всюду. Но если был Большой взрыв или что-то такое, то в чем он произошел?". С вопросом Ника нелегко справиться и самому умному ученому. Подобно взрослым, дети порой думают о том, должны ли были события произойти так, как это случилось. В семь лет Джон случайно уронил свою любимую виолончель, и она разбилась. Мучимый раскаянием, он сначала пожелал, чтобы все это было видеопленкой, которую можно перемотать и пустить сначала. Позже он прибавил: "Так ведь все случится снова, потому что пленка-то одна". Детское мышление нередко отражено и в сказках для детей. Те из них, которые уважительно относятся к мышлению детей, предлагают им своего рода "мысленные эксперименты", полные глубокого смысла. Примером может служить история Железного Дровосека из Волшебника Страны Оз Фрэнка Баума. Повествование о том, как Дровосеку отрубали по одной части тела, которые каждый раз заменялись на железные, заставляет размышлять, в какой степени и при каких условиях идентичность индивида сохраняется при замене его отдельных частей. Встреча Дороти с деревом, на котором растут коробки для завтраков (в сказке Баума Озма из Страны Оз) заставляет задуматься над тем, знаем ли мы наперед, что в реальном мире нет таких деревьев с листьями-салфетками и плодами-коробками, в которых лежат сандвич с ветчиной, маринованный огурчик и кусочек бисквитного торта.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ДЕТСТВО: МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.