ДЭН МУ
ДЭН МУ ДЭН МУ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ДЭН МУ

ДЭН МУ

ДЭН МУ
ДЭН МУ Дэн Мусинь (1247-1306), родился на горе Дадишань в уезде Юйхан провинции Чжэцзян. Китайский философ, независимый социальный мыслитель, критик современного ему общества и государства. Родился в Цяньтане (совр. Ханчжоу провинции Чжэцзян). По образованию конфуцианец, во многом склонялся к даосизму (пессимистический стоицизм, утопическая идеализация гармонирующего с природой общинного быта) и буддизму (представление об иллюзорности мира), хотя сам себя называл "человеком вне трех учений", т.е. конфуцианства, даосизма и буддизма. На острый социальный кризис современной ему эпохи, вызвавший крушение династии Сун (960-1279) и воцарение иноземцев - монгольской династии Юань (1271-1368), Дэн Му реагировал двояко: с одной стороны, даосско-буддийской отрешенностью от общественной и даже семейной жизни, отшельничеством в горах и, по-видимому, добровольной голодной смертью в ответ на вызов ко двору, с другой - по-конфуциански бескомпромиссной критикой социальной действительности. Главное философское произведением Дэн Му Бо Я цинь (Цитра <древнего виртуоза> Бо Я) - небольшой сборник (один цзюань - "свиток"), состоящий из 31 прозаических эссе и 13 стихотворений, в жанре "несвоевременных размышлений", или "книги ни для кого" (см. также ВАН ФУ; ХУАН ЦЗУНСИ). Признавая руководящей силой мироздания одно из высших божеств даосского пантеона - "Верховного владыку, Нефритового государя" (Юй-хуан Шан-ди), Дэн Му утверждал "предустановленную исчисленность" (дин шу) жизненных событий. Однако "всепроницающий человек" (да жэнь) способен преодолеть этот трагический фатализм, "следуя <своему> сердцу, а не обстоятельствам" (ю синь бу ю цзин). Пессимистический стоицизм Дэн Му был реакцией на гибельное положение страны, причину которого он видел в своекорыстном властолюбии, ставшем принципом государственного управления в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.). Ему Дэн Му противопоставлял окрашенный в даосские тона утопический идеал общества "века предельной благодати/добродетели (дэ1)" (ср. Чжуан-цзы, гл. 9), характеризующегося аскетической умеренностью потребления, взаимной близостью народа и правителя, отсутствием у последнего стремления к обладанию властью. Государь - такой же человек, как все, и власть ему дается "гуманным" (жэнь2) Небом (тянь) не ради него самого, а ради народа (минь). Вместе с правителем Поднебесную должны рационально "упорядочивать" (ли1) талантливые и достойные чиновники. Но если таковых нет, то лучше, по Дэн Му, "упразднить приказное начальство и уездные власти, предоставив Поднебесной самостоятельно заменять порядком смуту и спокойствием опасность". Взгляды и личный пример Дэн Му оказали воздействие на воззрения некоторых представителей критического направления в конфуцианстве 16-17 вв., например Ли Чжи и Хуан Цзунси.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ДЭН МУ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.