ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ
ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ

ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ

ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ
ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ "Великое единение", "Великое равенство" (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун - понятие "тун1" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5-2 вв. до н.э.) - объединение из 10 тысяч территориальных единиц, "колодцев" (цзин6, см. ЦЗИН ТЯНЬ); в Мо-цзы (5-3 вв. до н.э.) тун1 определяется как "повторенность" (чун), "<едино>телесность" (ти1), "совместимость" (хэ3), "родственность" (лэй) - таким образом высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8-5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" правителем Юем на девять областей (ср. идею цзин тянь) и образования таким образом социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В другом месте Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию. Собственно концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конфуцианского трактата Ли цзи (5-2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества: идеальное - да тун и приемлемое - сяо кан ("малое процветание"). Определение сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов - "Да дао чжи син е. Тянь ся вэй гун" - обычно принято толковать примерно следующим образом: "Когда действовало Великое дао (или: когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз: "Цзинь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям"). Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира - с другой. Но в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневековых китайских мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.), а впоследствии китайских и зарубежных исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун" - определение да тун - означает такое состояние Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций. Наличие организмического смысла у термина "да тун" подтверждает его определение в Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): "<Когда> Небо, Земля и тьма вещей <подобны> телу (шэнь2) одного человека, это называется да тун". Понятие "гун2", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем - гуном. Справедливость, связанная с термином "гун2", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1) и самостийных группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33; Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким образом, гун2 может означать принадлежность не всем, а "главным"- князьям-гунам, репрезентантам (см. ГУН-ОБОБЩЕНИЕ) всех уровней социальной иерархии, на вершине которой находится главный репрезентант - государь. В онтологическом плане подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его репрезентанту - дао.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ДА ТУН-ВЕЛИКОЕ ЕДИНЕНИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.