ДА СЮЭ
ДА СЮЭ ДА СЮЭ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ДА СЮЭ

ДА СЮЭ

ДА СЮЭ
ДА СЮЭ Название допускает троякое истолкование: 1) "Великое учение" - учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) "Высочайшая наука" - учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) "Высшее образование" - мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 5-3 вв. до н.э. Первоначально являлось одной из глав 42/39 трактата Ли цзи. Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (11 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 - начало 12 в.) и главным образом Чжу Си (12 в.) утвердили Да сюэ в качестве самостоятельного трактата (первого в Четверокнижии - Сы шу), интерпретировав его и подвергнув текстологической обработке. Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин1) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы. Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций (6-5 вв. до н.э.), а лицом, записавшим их, - его ученик Цзэн-цзы, идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись - его ученикам. Ван Янмин (конец 15 - 16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала Да сюэ, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок Да сюэ как в неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных, авторами Да сюэ могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.) - согласно Го Можо (1892-1978); ученики Сюнь-цзы (Сюнь Цин, 4-3 вв. до н.э.) - Ван Бо (1197-1274); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ - согласно Фэн Юланю (1895-1990). Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической Части изложены "три устоя" (сань ган-лин) и "восемь основоположений" (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. цитатами из Шу цзина и Ши цзина. "Три устоя" суть "высветление светлой благодати" (мин мин дэ), "породнение с народом" (цинь минь, в интерпретации Чжу Си - "обновление народа", синь минь) и "остановка но совершенном добре" (чжи юй чжи шань); "восемь основоположений" - "выверение (классификация, познание) вещей" (гэ у), "доведение знания до конца (до реализации)" (чжи чжи), "обретение искренности помыслов (мысли и воли)" (чэн и), "исправление сердца <как средоточия всех психических функций>" (чжэн синь, см. СИНЬ1), "усовершенствование <собственной> личности" (сю шэнь), "выравнивание семьи" (ци цзя), "приведение в порядок государства" (чжи го), "уравновешение Поднебесной" (пин Тянь-ся). В основе философии Да сюэ лежит представление об имманентной добродетельности (дэ1) человеческой природы, которая должна быть выявлена: правителями в виде "гуманности" (жэнь2), подданными в виде соблюдения "должной справедливости" (и1). "Благодать/добродетель", "гуманность" и "должная справедливость" противопоставляются "пользе/выгоде" (ли3) и богатству (цай) в духе конфуцианского антимеркантилизма. В Да сюэ, как и в Лунь юе, выражено "золотое правило" морали, закрепленное категорией "взаимность" (шу3). Его следствие: "добродетели" правителя и народа должны находиться в гармонии. Не "высветляющий благодать", т.е. не проявляющий добродетели, правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и "предопределение/судьба" (мин1). Деятельность органов чувств зависит от деятельности "сердца" (синь1) - центральной психической инстанции. В интерпретации Да сюэ у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере "выверения вещей", а в трактовке Ван Янмина - субъективной сфере "совершенствования <собственной> личности".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ДА СЮЭ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.