ГУЙГУ-ЦЗЫ
ГУЙГУ-ЦЗЫ ГУЙГУ-ЦЗЫ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГУЙГУ-ЦЗЫ

ГУЙГУ-ЦЗЫ

ГУЙГУ-ЦЗЫ
ГУЙГУ-ЦЗЫ "Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных <политических связей>"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже. Современный текст Гуйгу-цзы, основанный на комментированной редакции Тао Хунцзина (455-536), снабженный послесловием Жуань Юаня (1764-1849) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянь), две из которых ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, которому приписывается еще одно сочинение - Гуйгу-цзы тянь суй лин вэнь (Духовные письмена Учителя из Ущелья навей о небесной сердцевине - два "свитка"), как и Гуйгу-цзы, входящее в каноническое собрание даосских текстов Дао цзан (Сокровищница дао). В "Каталоге к Дао цзану" (Дао цзан му лу, 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в Ши цзи (гл. 69, 70) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзун-хэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что Гуйгу-цзы - это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), который, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании Гуйгу-цзы. Выраженные в трактате воззрения в основном представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное" - ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди), инь1 и ян1, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" (синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим название гл. 5. Но, "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" (хунь), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" - от "принципов" (ли1). Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГУЙГУ-ЦЗЫ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.