ГУА
ГУА ГУА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГУА

ГУА

ГУА
ГУА Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм - ба гуа и 64 гексаграмм - люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии - гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4-3 вв. до н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой - на тысячелистнике (ши7), построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в Цзо чжуани (4 в. до н.э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ). Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации - деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы. Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части Чжоу и (Си цы чжуань, Шо гуа чжуань). Согласно Си цы чжуани, "предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа", которые, таким образом, выступают воплощением миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов - восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые - из шести черт двух видов (целой - ян1 и прерванной - инь1, см. ИНЬ-ЯН) во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения - восемь гексаграмм - одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Например, двум парам главных гуа и соответствуют имена Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия "творчество" и "исполнение" и т.д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах (сян1, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) "распределяет по родам свойства всей тьмы вещей" (Си цы чжуань, II, 2), то есть охватывает любые аспекты действительности - части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т.д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т.п. Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) "Единого" - "Великого предела" (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов - восемь триграмм и 64 гексаграммы - зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Последнее реализовано в тексте канонической части Чжоу и. Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой, немецкий философ и математик Лейбниц, истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе был обнаружен текст Чжоу и (2 в. до н.э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси. Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на "мужские" и "женские"; образуют пары по двум главным принципам: "обратности" (фань), т.е. перевернутости на 180?, и "супротивности" (дуй), то есть противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамичном плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы цикличности развития космоса в основополагающей для Чжоу и теории "кругообразных перемен" (чжоу и). В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений инь-ян цзя, "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"), оракуло-апокрифической (чэнь вэй) традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами - прежде всего "пятью элементами" (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. В сочинении Лес перемен (И линь) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1-2 вв.) система Чжоу и была усложнена до 4096 членов - корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н.э. - 1 в.) в Каноне Великой тайны (Тай сюань цзин) предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу - буквально: "голова"). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10-13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии - учения Шао Юна (11 в.) и Цай Шэня (12-13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной духовной и материальной культуры Китая (см. рис. 1, 2, 3 и 4).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГУА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.