ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ К статье ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ В период, когда Грецией владели турки-османы, здесь происходили значительные изменения в составе населения, поскольку власти, руководствуясь экономическими и политическими соображениями, осуществляли широкие переселения. Кроме того, многие греки бежали за границу, чтобы не оставаться под властью турок и не подвергнуться насильственному переселению. Значительное число греков эмигрировало из таких областей, как Эпир и Пелопоннес, в Италию, на Ионические острова, принадлежавшие в то время Венеции, а многие анатолийские греки переселились в Грузию и другие районы Кавказа. Турки селились в городах и на плодородных равнинах Фракии, Македонии и Фессалии, где становились землевладельцами и чиновниками. Османская администрация создала всеохватную военно-ленную систему. Земельные лены или иные источники дохода (самые мелкие из них назывались тимарами, средние - зеаметами, крупнейшие - хассами) жаловались в наследственное пользование и могли быть отобраны в случае неисполнения тимариотом (так именовался держатель тимара) принятых на себя обязательств, чаше всего касавшихся личного участия в войнах и поставки конников. На районы, где жили греки, была также распространена система набора янычар (т.н. "налог кровью"). Янычарский корпус - это регулярная пехота турецкой армии, набиравшаяся в основном из молодых обращенных в ислам христиан - попавших в плен, выкупленных у работорговцев или набранных в качестве рекрутов из детей христианских жителей внутренних районов в европейской части империи. В соответствии с османской административно-территориальной системой, народы империи делились на общины (миллеты) по религиозному принципу. Существовали миллеты мусульман, православных христиан, иудеев и армян. В соответствии с мусульманской традицией соединения религиозной и светской власти, глава каждого миллета отвечал перед турецкой администрацией за все стороны жизни своей общины. Миллет православных христиан, охватывавший почти всех греков империи, возглавлял Константинопольский патриарх. Он был приравнен в правах к министру султанского правительства, и его кандидатуру утверждал султан, который мог сместить его с этой должности. В последние десятилетия 15 в. на пост патриарха обычно назначали того, кто больше заплатит. Поэтому епископам, добивавшимся этого назначения, обычно приходилось обращаться к армянским, греческим и еврейским ростовщикам и купцам, чтобы быть в состоянии поднести дары влиятельным чиновникам, от которых зависело назначение. Поэтому патриархи не задерживались на своем посту, и, например, в период с 1623 по 1700 сменилось около 50 патриархов. Некоторые греки на островах и в столице постепенно скопили большие богатства и заняли важные посты в администрации Османской империи, особенно в дипломатических и экономических ведомствах, где высоко ценились их опыт и знание языков. Поскольку греки селились в квартале Константинополя, называемом Фанар (маяк), их прозвали фанариотами. Помимо немногочисленных отпрысков византийской знати, в фанариотскую общину входили богатые купцы и откупщики (последние получали права на сбор налогов в определенном районе, уплачивая в султанскую казну крупную сумму денег). Фанариоты, предоставлявшие средства патриархам, взяли под свой контроль светские и финансовые дела церкви; кроме того, в их руках находились внешние сношения Османской империи и внутренняя торговля страны. Некоторыми провинциями, например Валахией и Молдовой в 18 в. управляли наместники-фанариоты. Благодаря знанию иностранных языков и контактам с Западной Европой фанариоты испытывали сильное влияние со стороны европейского Просвещения. Но, близкие Западу духовно, своим привилегированным экономическим и политическим положением они были обязаны Османской империи. Разочаровавшись в османах, фанариоты начали склоняться к тому, чтобы связать свои надежды с одной из крупных европейских держав, прежде всего с Россией, Австрией, Францией или Англией. Вплоть до середины 16 в. восстания против турецкого господства носили в основном локальный характер, их поддерживали и вдохновляли преимущественно круги эмигрантской интеллигенции, епископы, руководители греческого ополчения, находившиеся на жалованье у различных иностранных государств (особенно итальянских), главы родов и греческие сельские и окружные чиновники. Впрочем, следует отметить, что у значительной греческой прослойки не было претензий к султанскому правительству, поскольку оно предоставляло им экономические преимущества, а также общинное и провинциальное самоуправление. Зажиточные землевладельцы-христиане назначались сборщиками налогов, христиан набирали в состав ополчения. Когда лица из привилегированных слоев населения становились во главе восставших, турки просто передавали привилегии более лояльным группам. Таким образом, мятежников наказывали, а институт привилегий сохранялся. Поэтому бедные и угнетенные греки были склонны рассматривать фанариотов и власть имущих как "крещеных турок". В конце 16 в. и в первой половине 17 в., до упрочения положения фанариотов, несколько епископов обессмертили свои имена как предводители повстанцев. Более того, чтобы противостоять пропаганде католической Контрреформации, начавшейся вслед за распространением протестантизма в Западной Европе, православные иерархи разрешили перевод Нового Завета на новогреческий язык, и патриарх Кирилл Лукарь (впоследствии обвиненный в кальвинизме и казненный турецкими властями), занимавший свой пост в 1620-1638 (с перерывами), установил связи с английскими и голландскими протестантами. К концу 17 в. возросло мусульманское религиозное давление на греков, особенно на тех, что обитали на Крите, в Эпире и Малой Азии, и многие из них были вынуждены принять ислам. Потерпев поражения в войнах с Австрией в 1699 и 1718, турки разрешили свободный вывоз сырья из Османской империи в Европу и ввоз готовых европейских изделий в балканские страны и на Ближний Восток. Османские землевладельцы приветствовали эти решения, обеспечившие их продукции рынок сбыта. Однако в конечном итоге все эти изменения лишь усугубили кризис. Открытие новых рынков стимулировало расширение товарного земледелия, особенно в районах, пригодных для производства зерновых, оливкового масла, хлопка, шелка и табака. Рассчитывая на увеличение доходов, многие помещики и военные отбирали пашни, пастбища и леса у их законных хозяев. Они заставляли крестьян отдавать им часть урожая, провозглашали себя управляющими имуществом или сособственниками, обзаводились множеством челяди, которая должна была отстаивать имущество и статьи доходов, на которые претендовал хозяин, или захватывать у соседей и соперников скот, рабочую силу и земли. Так формировалась система наследственного помещичьего землевладения (чифтлик). Как прежние, так и новые помещики стремились поощрять торговлю, и обитателям горных деревень было позволено перевозить товары из Фессалии, Эпира и Македонии в Центральную Европу. Расширялись и морские торговые связи Европы с Эгейским регионом, жители некоторых небольших островов, преимущественно православные албанцы, строили суда и занимались перевозкой товаров. Развитию судостроения в Средиземноморском регионе способствовали многие факторы, в том числе вытеснение отсюда французских кораблей и купцов во время Семилетней войны (1756-1763), военных действий в период Американской революции, Французской революции и наполеоновских войн, непрерывно длившихся до 1815. Имела значение и проявленная Россией готовность разрешать грекам и албанцам плавать на своих судах под российским флагом. Греки и православные албанцы сконцентрировали в своих руках немалую часть средиземноморской торговли. Развитие товарного земледелия и международной торговли наряду с организацией небольших частных армий вело к массовому распространению разбойников, особенно в периоды войн и кризисов. Разбойники (или клефты, как их называли в Греции) были здесь и раньше, но теперь они действовали в новой обстановке, когда крестьяне были закрепощены, а на сцене появилось не имевшее особых привилегий, однако растущее количественно и процветавшее в финансовом смысле купечество, осваивавшее европейские рынки.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - С. ОСМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.