ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ К статье ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА Проект государственного бюджета на 1995 был первым упорядоченным бюджетом Грузии постсоветского периода. Символизируя важный шаг к возвращению системы государственного управления, он был выдержан в международных стандартах в соответствии с требованиями МВФ и Всемирного банка. Закон о государственном бюджете Грузии 1996 стал шагом вперед по сравнению с 1995. Новый бюджет воплотил в себе идеологию т.н. фискального федерализма, который подразумевал не только определенные сферы влияния центрального и местных органов управления, но и предоставлял последним права на разработку частично независимой финансовой и бюджетной политики. В отличие от 1995, когда местные бюджеты объединялись в центральный бюджет, с 1996 каждый из этих институтов власти имеет раздельный бюджет, с установленными нормами платежей в местные бюджеты и из них по всем платежам республиканского значения, особенно в Тбилиси. В некоторых случаях 100% доходов, собранных на местном уровне, оставлялись в местных бюджетах. К ним относятся налоги с операций по ценным бумагам, налоги за загрязнение окружающей среды, таможенные пошлины, фиксированные пошлины за обмен валюты и налог на частный капитал. Бюджет 1996 был более жестким, чем предыдущий. Правительство предприняло также серьезную реструктуризацию сверхбюджетных фондов под эгидой специальных государственных фондов, включая фонд социального обеспечения, фонд здравоохранения и фонд занятости. Кредиты, финансы и банковское дело. В апреле 1993 в Грузии была введена временная денежная единица - купон. После катастрофического спада экономики Грузии к середине 1994 один доллар обменивался по курсу 900 тыс. купонов (в середине 1993 он стоил 600 купонов). Гиперинфляция обесценила купон, поэтому люди в большинстве случаев расплачивались за покупки российскими рублями или долларами США. В период с 1992 по 1994 Национальный банк Грузии предоставил Министерству финансов кредит в сумме 28 812 млрд. купонов на льготных условиях. Он функционировал как машина, печатающая деньги, а не как организация, обеспечивающая устойчивость экономики путем контроля над денежной массой. Не обеспеченная товарами и услугами денежная масса вместе с гражданскими конфликтами и политической нестабильностью стали главной причиной гиперинфляции в 1992-1994, которая в дальнейшем усугубилась ростом коррупции и хаоса. В сентябре 1995 правительство ввело в обращение давно ожидавшуюся новую денежную единицу - лари. Жителям страны была предоставлена неделя на обмен купонов по курсу 1 млн. купонов за один лари, который соответствовал 1,3 долл. В целом денежная реформа прошла удачно и была завершена в декабре 1995. В октябре 1995 валютные резервы Национального банка выросли с 97,6 млн. лари до 212,6 млн. лари, или на 217,8%, главным образом благодаря продаже лари Национальным банком за российские рубли и доллары. Национальный банк купил 6,4 млн. долл., остальная часть валютных средств поступила через систему коммерческих банков. В 1995 чистые заграничные активы Национального банка возросли на 84,8 млн. лари. Чистые внутренние активы увеличились на 26 млн. лари, т.е. на 100%. Общий объем денежной массы в обращении вырос более чем на 500% (110,7 млн. лари). С появлением единой валюты облегчилось проведение монетарной политики. Следующий этап экономической реформы начался в 1996. Правительство сосредоточило внимание на процессе структурного преобразования экономики и построении рыночно ориентированной экономики в более стабильной макроэкономической среде. Руководящие денежно-кредитные учреждения с введением лари перешли на систему плавающего обменного курса. В конце 1980-х годов ок. 86% доходов Грузии поступало из государственного сектора, в основном в форме налогов на оборот с государственных предприятий (ок. 40% всех доходов) и налогов на прибыль предприятий (ок. 30%). Остальные доходы приходились на пенсионный налог и подоходный налог граждан. Расходы шли преимущественно в социальную сферу (ок. 51%) и на инвестиции в государственный сектор (ок. 45%). Расходы на социальные нужды включали расходы на образование (25%), пенсии (23%) и здравоохранение (12%). Кредитование и финансы контролировались Грузинским управлением Государственного банка СССР, которое отвечало за регулирование денежной массы, распределение кредитов и контроль за деятельностью специализированных банков в республике. В 1991 управление Государственного банка было преобразовано в Национальный банк Грузии. После распада СССР бюджетная и финансовая система Грузии испытала жестокий кризис. В 1993 дефицит бюджета составлял почти 80%. Отсутствие специальной системы сбора налогов, спад промышленного производства, массовые кредитные эмиссии Национального банка и взрывной рост черного рынка помешали государству ввести налог на добавленную стоимость. Задолженность предприятий банкам и поставщикам в первые два месяца 1994 достигла 1 трлн. купонов (4 млн. долл.), а доходы за тот же период составили менее 20% запланированной суммы для первого квартала 1994. Руководство Грузии надеялось, что участие страны в МВФ и различных европейских организациях откроет доступ к крайне необходимым кредитам и иностранной помощи. Поэтому стабилизация денежной единицы стала абсолютно необходимой для эффективной деятельности новых частных банков и кредитных учреждений. Национальному банку Грузии удалось успешно организовать и провести денежную реформу 1995 благодаря поддержке международных финансовых организаций. В частном банковском деле сложилась иная ситуация. Существуют два главных типа таких банков: государственные банки советского образца, которые были преобразованы в коммерческие; и банки, созданные недавно. Первая группа банков имеет бoльшие денежные резервы, но старорежимное руководство и наследие с большими долгами, тогда как новые банки обычно имеют низкую капитализацию и более ограниченный опыт банковских операций. По состоянию на 1 января 1996, Национальным банком были зарегистрированы 103 коммерческих банка. Чистые внутренние активы в декабре 1995 составляли 282,2 млн. лари, из них 146,4 млн. лари (или 52%) являлись кредитами, предназначенными для разных отраслей экономики. Из этой суммы 45,2 млн. лари (или 16% всех активов) приходились на просроченные кредиты, которые в 1995 выросли на 37%, но не увеличились в первом квартале 1996. В 1995 чистые активы иностранной валюты коммерческих банков сократились на 130% (34,5 млн. лари), а в 1996 увеличились на 21%. Бывшие государственные банки имели больше опыта в оплате счетов и подверглись реструктуризации как в плане банковского руководства, так и технологии. Пять главных государственных банков были преобразованы в акционерные компании, но 51% акций все же сохранялся за государством. В 1995 пять главных банков контролировали 75% кредитных средств. "Индустриа банк", имевший в августе 1995 самый высокий рейтинг, насчитывает 100 отделений в Тбилиси и районах. Вначале он проводил активные операции с предприятиями тяжелой и легкой промышленности, но с 1994, как и многие другие, стал заниматься игрой на валютном рынке. В 1995 "Индустриа банк" объединился с двумя другими крупными государственными банками - "Эксимбанком", основанным на базе отделения бывшего Внешэкономбанка, и Сбербанком с почти 90 филиалами, работавшими с накоплениями на сберегательных счетах. Это слияние было нацелено на создание крупной банковской структуры, хотя возникала опасность нежелательной монополии. Таким образом, в Грузии постепенно создавалась двухуровневая единая банковская система. Одной из важнейших составляющих макроэкономической реформы является процесс накопления капитала, который впоследствии будет преобразован в банковский капитал и инвестиции. В 1995 коммерческие банки осуществляли операции по депозитам акционерных компаний с общей суммой на счетах в 91,9 млн. лари (35,4% обязательств). Вклады граждан суммарно составляли 4,9 млн. лари (1,7% обязательств). Нежелание вкладчиков хранить свои деньги в грузинских банках вызвано несколькими причинами, главной из которых стало банкротство 126 инвестиционных и трастовых компаний с осени 1993 по апрель 1995. Население, из-за недостаточного опыта в финансовой сфере, было привлечено мошенническими схемами инвестиционных пирамид, обещавших выплату годовых процентов от 800% и выше. Отсутствие должного контроля со стороны Национального банка и других государственных органов привело к кризису вкладчиков в апреле 1995, когда 17 обанкротившихся банков и трастовых компаний не выплатили частным вкладчикам ок. 11-12 млн. долл. Доля вкладов в иностранной валюте в общей сумме вкладов в коммерческих банках выросла с начала 1996, когда депозиты в лари сократились на 7% к марту 1996, а депозиты в иностранной валюте увеличились на 70%. Торговцы держали более крупные денежные суммы для оплаты импорта с валютных счетов, а не наличными или безналичными лари. Этот факт свидетельствовал о росте доверия к банкам. В 1995 правительство предприняло решительные меры по регулированию банковской системы. Минимальный стартовый капитал коммерческих банков должен был составлять не менее 500 тыс. долл., а к декабрю 1996 - 830 тыс. долл. Эта мера приостановила деятельность многих коммерческих банков. Кроме того, в соответствии с рекомендацией МВФ был принят закон "О коммерческих банках". Одной из главных целей реформы банковского и финансового дела является реструктуризация системы учета в соответствии с международными стандартами. В 1995 банки нескольких районов Грузии вошли в единую расчетную электронную систему. В 1996 была сформирована региональная внутрибанковская сеть безналичных расчетов и проведена модернизация существующей электронной системы безналичных расчетов. В 1995 коммерческие банки Грузии подключились к международной телекоммуникационной сети банковских счетов СВИФТ. К 1996 некоторые банки подали заявки на членство в таких информационных системах, как "Рейтерс".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА - Ж. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.