ГО ЮЙ
ГО ЮЙ ГО ЮЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ГО ЮЙ

ГО ЮЙ

ГО ЮЙ
ГО ЮЙ Речи царств (Рассказы о царствах, Поучения царям). Первый в Китае неофициальный исторический трактат, отразивший процесс зарождения философской мысли и содержащий высказывания государственных деятелей о природных явлениях и общественных событиях в восьми древнекитайских царствах ("владениях" - го: Чжоу - домене номинально правящей династии, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ) в 10-5 вв. до н.э. Бань Гу (1 в.) и ряд других китайских историков и мыслителей (Ван Чун - 1 в., Вэй Чжао - 7 в.) рассматривали Го юй как "внешний", т.е. вспомогательный, комментарий к первой канонической Летописи Чунь цю: Чунь цю вай чжуань. Он приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (Цзоцю Мину), который считается также автором типологически и хронологически близкой Го юй Цзо чжуани (являющейся "внутренним", т.е. основным, комментарием к Чунь цю), где тем не менее иначе трактуются отдельные упомянутые в Го юй события. По современным данным, трактат составлен в 4-3 вв. до н.э. на основе более древних летописей и, вероятно, впервые опубликован в редакции Лю Сяна и его сына Лю Синя. (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Современный текст, состоящий из 21 цзюаня ("свитка"), восходит к печатному изданию 1033. В "речах" Го юй, традиционно датируемых временным интервалом от 967 до 453 до н.э., высказаны положения, лежащие в основе учений различных философских школ - конфуцианства, моизма, даосизма, легизма, инь-ян цзя и др. Существует также мнение, что в Го юй представлена главным образом конфуцианская политическая теория. Вместе с тем в трактате содержится, например, древнейшее изложение основополагающего для китайской философии учения о силах инь ян, своим взаимодействием определяющих порядок "пневм (ци1) Неба и Земли", то есть единую цепь природных и социальных процессов. Продуктивная гармония (хэ1) разнородных факторов, подобных инь1 и ян1, противопоставлена бесплодному единству "однородного" (тун1). В Го юй, как и в Цзо чжуани, отражена одна из ранних форм учения о "пяти элементах" (у син1) - почве, металле, дереве, воде, огне, - лежащих в основе образования и упорядоченного существования всех вещей и явлений. Представления об инь ян, "трех светоносах" (солнце, луне и звездах), "пяти элементах" и т.п. синтезированы в образе "культуры" (вэнь), которая мыслится и в качестве совокупности главных человеческих достоинств: "осторожности" (си), "верности" (чжун2), "благонадежности" (синь2), "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "мудрости" (чжи1), "мужества" (юн1), "просвещенности" (мин3), "сыновней почтительности" (сяо1), "великодушия" (шу3), "уступчивости" (жан). В Го юй подчеркнута роль людей (народа - минь) как важнейшей общекосмической силы и наряду с верой во всемогущее "небесное предопределение" утверждается, что "Небо следует за людьми, совершенномудрый - за Небом". В целом, чтобы быть успешными, "человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землей". В обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли2) и "благодати/добродетели" (дэ1).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ГО ЮЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.