ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1774-1847) (настоящая фамилия - Кавунник), русский философ. Родился в г.Борзна Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию, а затем - Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1802 отправился в Германию для дальнейшего обучения естественным и медицинским наукам. Огромное впечатление на него произвели лекции Ф.Шеллинга по натурфилософии. В Россию он возвращается убежденным шеллингианцем. Защищает докторскую диссертацию О преобразовании теории медицины и физики с помощью натуральной философии (на латинском языке, 1808). Первым шеллингианским сочинением в России является работа Велланского Пролюзия к медицине как основательной науке (1805), где излагаются основные принципы натурфилософии Шеллинга. Умер Велланский в Петербурге 15 марта 1847. Платонический элемент в шеллингианстве был также воспринят русским ученым: "В конце 18 и в начале 19 века взошло солнце на горизонте ученого мира, когда Фридрих Шеллинг востановил падшую философию Платона и дал ей величественную, блистательную форму". Платонизм играл существенную роль и в натурфилософских построениях самого Велланского. Он признавал "абсолютную сущность мира" ("идеальный дух"), раскрывающуюся в многообразии явлений действительности и определяющую закономерность связей и отношений этих природных явлений ("общее в природе существует не только как идея как таковая, но и как связь вещей, как их закон"). В познании, по Велланскому, решающая роль принадлежит интеллектуальной интуиции, которая во всех отношениях превосходит чувственные наблюдения и эмпирический опыт. Причем Велланский, критически оценивая эмпиризм, имел ввиду именно научное познание и прежде всего познание мира органической природы. Он утверждал, что в исследовании "физиологических предметов" "никакие опыты не доставляют действительного пособия". Необходимо стремиться к постижению универсального единства мира и на этом пути опираться на разум и интеллектуальную интуицию. В истолковании природных процессов Велланский широко использовал принцип подобия, обнаруживая, например, "сродство" в строении физиологических систем различных живых организмов и даже в жизнедеятельности животных и движении планет. Философия, по Велланскому, является "наукой ума", и ее задача состоит в объяснении "сущности всеобщей жизни".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ВЕЛЛАНСКИЙ, ДАНИИЛ МИХАЙЛОВИЧ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.