ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1856-1925), русский философ, психолог, логик. Родился в Тамбове 19 марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884-1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии. С 1890 Введенский - профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России. К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без всякой метафизики (1914, 3 издания). Основывая собственное учение ("логицизм") на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но "заведомо годных для знания" суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского неокантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач "критической" философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Виндельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является "объективирование" ("неотделимость я от не-я", "я без не-я пусто"). В "логицизме" Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, - основной инструмент проверки научной состоятельности теоретического знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только "нормативен" ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н.И.Лобачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесен к "нашим представлениям о вещах". В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера. Введенский видел в метафизике как "морально обоснованной вере" необходимый элемент мировоззрения. Он допускал также возможность особого "метафизического органа познания" и реальность "мистического восприятия". Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э.Л.Радлов, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот, М.И.Каринский и другие русские мыслители. В 1920-е годы Введенский выступал против атеизма, доказывая принципиальную неосуществимость его конечных целей. Умер Введенский 7 марта 1925.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.