ВАН ЦЗИ
ВАН ЦЗИ ВАН ЦЗИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ВАН ЦЗИ

ВАН ЦЗИ

ВАН ЦЗИ
ВАН ЦЗИ Ван Жучжун, Ван Лунси (1498-1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей "левого крыла" янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА), сблизившегося с чань-буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине (округ Шаосин провинции Чжэцзян). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь философскими исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даосской сексуальной практики, основанной на учении о "пестовании жизни" (ян шэн). Умер Ван Цзи 5 июля 1583. Основное теоретическое достижение Ван Цзи - этико-гносеологическая концепция "четырех отсутствий" (сы у), которая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527): "Отсутствие добра и зла - такова сущность (ти1) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов (и3). Знание (чжи2) добра и зла - таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина: "Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело", Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологическое состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологических уровнях, а не только на первом. Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага, которое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологическую реальность. Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши4), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, которая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, то есть функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, так как в каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь2) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей "правого", квиетистского крыла янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА). Результирующее "просветление" (у4 - буддийско-даосский термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях - "разъясняющее" (цзе), на медитации - "свидетельствующее" (чжэн2), на прямом экзистенциальном усмотрении - "проницающее" (чэ). Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущиость сердца" в онтологическом плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у1), порождающим "наличие/бытие" (ю) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений Дао дэ цзина: "Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектического единства у Ван Цзи выражало понятие "таинственной" ("сюань - также термин Дао дэ цзина, см. СЮАНЬ СЮЭ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате Чжуан-цзы понятие "пружины" (цзи1) как механико-органического импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн1). В концепции "отсутствия/небытия" Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (12-13 вв.), в отличие от которого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамическое начало, то есть в некотором смысле "сверхбытие". Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буддийской самоподготовкой к внутреннему "просветлению".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ВАН ЦЗИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.