ВАН ТИНСЯН
ВАН ТИНСЯН ВАН ТИНСЯН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ВАН ТИНСЯН

ВАН ТИНСЯН

ВАН ТИНСЯН
ВАН ТИНСЯН Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань (1474-1544), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился 4 декабря 1474 в Ифэне (совр. Ланькао, провинция Хэнань) в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе "многообещающего мужа" (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (1530-1533) и глава цензората (1533-1541), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. Умер 23 сентября 1544. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна - Шэнь янь (Осмотрительные слова), 13 цзюаней ("свитков"), Я шy (Переложения классики), 2 цзюаня, и другие входят в состав двух собраний сочинений: Ван-ши цзя цзан цзи (Собрание <сочинений> из домашнего книгохранилища господина Вана) и Ван Цзюньчуань со чжу шу (Произведения, созданные Ван Тинсяном). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального - Чэн <братьев> - Чжу <Си> школы и неофициального - Лу <Цзююаня> - Ван <Янмина> школы. В онтологических взглядах следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Универсальной мировой субстанцией считал "изначальную пневму" (юань ци1), существовавшую "до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)", являющуюся "наивысшей вещью (у3)", корнем и телесным субстратом (ти, см. ТИ - ЮН) "принципов" (ли1) и дао, содержащую в себе "семена" (чжун) всех объектов. "Великий предел" (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех "принципов", Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, "реально наличествующей" (ши ю) и чувственно воспринимаемой "пневмы" (ци1). "Изначальная пневма" вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна "Великому пределу" и в гносеологическом смысле - как пределу познания. Помимо "изначальной пневмы" Ван Тинсян выделял производную от нее "пневму порождения" (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются "формы" (син2) и "принципы" и полностью актуализируется дао. В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность "принципов" в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. "<Индивидуальная> природа" (син1) человека, по Ван Тинсяну, неотделима от "пневмы" и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта "<индивидуальной> природы" изначально присуща только "совершенномудрым" (шэн1), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4-3 вв. до н.э.) и сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. до н.э.). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа "благосмыслия" (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тинсян выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нумерологии" (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ВАН ТИНСЯН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.