ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР
ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР

ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР

ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР
ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР (Shaftesbury, Anthony Ashley Cooper, Third Earl of Shaftesbury) (1671-1713), английский философ и литератор. Родился 26 февраля 1671 в Лондоне в доме своего деда, знаменитого лорда-канцлера в царствование Карла II. Получил домашнее образование под присмотром Джона Локка (в 1686-1689), который был личным секретарем хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 стал членом палаты общин от Пула, находившегося под контролем вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность и посвятил себя главным образом занятиям философией. Провел год в Роттердаме, где вступил в дружеские отношения с швейцарским протестантским теологом Ж.Леклерком, автором Исторического и критического словаря Пьером Бейлем и голландским теологом Ф.ван Лимборхом. В 1699 унаследовал титул и место в палате лордов, однако почти не принимал участия в политической жизни, поскольку вскоре после восхождения на трон королевы Анны партия тори вернулась к власти, а состояние здоровья Шефтсбери вновь ухудшилось. В 1704 лондонский свет был взбудоражен прибытием в Англию группы французских крестьян, фанатичных протестантов, покинувших родину после отмены Нантского эдикта. Раздавались требования о преследовании этих "французских пророков", однако Шефтсбери в Письме об исступлении (Letter Concerning Enthusiasm, 1708) предложил вместо этого выставить фанатизм на посмешище. Его учение о насмешке как наилучшем способе проверки истиннности утверждений поставило под сомнение серьезность его идей; подозрение не смогла рассеять и работа Шефтсбери Общее чувство: опыт о свободе остроумия и чувстве юмора (Sensus Communis: An Essay on the Freedom of Wit and Humour, 1709). В 1711 Шефтсбери отправился на юг, в Неаполь. В Италии он провел два года и за это время переработал трехтомный труд Характеристики людей, манер, мнений и времен (Characteristicks of Men, Manners, Opinions, Times, v. 1-3, 1713, впервые опубликованный в 1711, но в новом издании содержавший ранние и имеющие самостоятельное значение эссе) и написал ряд других работ. Он также сделал наброски Рассуждения об искусствах: живописи, скульптуре и т.д. (Discourse on the Arts of Painting, Sculpture, etc.). Умер Шефтсбери в Неаполе 15 февраля 1713. В основе философии Шефтсбери, иногда называемой деизмом, лежит представление о природе как гармоническом целом, свидетельствующем о ее божественном происхождении. Добродетель и красота суть воспроизведение гармонии, обнаруживаемой человеком в природе. Для их постижения требуется особое чувство, выступающее посредником между разумом и ощущениями. Шефтсбери первым употребил термин "моральное чувство". Добродетель, подобно хорошему вкусу, можно развить упражнением, однако она присуща человеку от природы и берет начало в естественных привязанностях. Этот оптимистический взгляд, шедший вразрез с идеями Томаса Гоббса и многих религиозных ортодоксов, оказал влияние на Болингброка, а через него на А.Попа и его Опыт о человеке, а также на Колриджа. Шефтсбери был учеником кембриджских платоников и пытался сохранить дух платонизма в эпоху, когда господствующее положение занимал эмпиризм его учителя Локка. Шефтсбери рассматривал поэта как "Прометея под властью Юпитера" и природу как произведение искусства, сотворенное Богом, что в зародыше содержало позднейшую теорию романтизма; его взгляды оказали влияние на Хатчесона, Юма, Дж.Батлера, Вольтера и Дидро, Гердера, Канта и немецкую идеалистическую философию.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.