ШИ САНЬ ЦЗИН
ШИ САНЬ ЦЗИН ШИ САНЬ ЦЗИН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ШИ САНЬ ЦЗИН

ШИ САНЬ ЦЗИН

ШИ САНЬ ЦЗИН
ШИ САНЬ ЦЗИН Тринадцатиканоние, Тринадцать канонов (канонических книг). Собрание авторитетнейших памятников древнекитайской мысли (конец II - конец I тысячелетия до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до начала 20 в. основой традиционной философии, науки, системы образования и государственных экзаменов для получения ученых степеней и официальных должностей (кэ цзюй). В Ши сань цзин входят произведения самой широкой тематики (философской, религиозной этической, ритуально-дидактической, исторической, художественной, филологической и другой): Чжоу и (Чжоуские перемены, или И цзин - Канон перемен, Книга перемен), Шу цзин (Канон <документальных> писаний, Книга истории), Ши цзин (Канон стихов, Книга песен), Чжоу ли (Правила благопристойности <эпохи> Чжоу), И ли (Образцовые церемонии и правила благопристойности), Ли цзи (Записки <о правилах> благопристойности, Записки о ритуале), (Чунь цю) Цзо чжуань ((<Летопись> весен и осеней) с комментариями Цзо), (Чунь цю) Гунъян чжуань ((<Летопись> весен и осеней) с комментариями Гунъяна), (Чунь цю) Гулян чжуань ((<Летопись> весен и осеней) с комментариями Гуляна), Лунь юй (Суждения и беседы), Сяо цзин (Канон сыновней почтительности), Эр я (Приближение к классике - первый в Китае толковый словарь, 3-2 вв. до н.э.), Мэн-цзы. Термин "цзин1" - "канон", "каноническая книга", "уставной текст" - этимологически восходит к обозначению основы ткани, а в текстологическом смысле подразумевает нормативную структуру в виде девятиклеточного квадрата, заполняемого словами, предложениями или другими частями текста (см. ЦЗИН ВЭЙ). Последнее значение цзин1 реализовано в девятичленной архитектонике Ши сань цзина: три сочинения о "благопристойности" (ли2) и Чунь цю ("<Летопись> весен и осеней") с тремя комментариями представляют собой два целостных образования, которые вместе с остальными произведениями Ши сань цзина складываются в каноносообразную систему из девяти канонов. Ядро Ши сань цзина - Шестиканоние (Лю цзин) скомпоновали первые конфуцианцы, взявшие за основу древнейшие тексты - Шу <цзин> и Ши <цзин> (конец II - 1-я половина I тысячелетия до н.э.). По крайней мере к 4 в. до н.э. в Шестиканоние входили: Ши <цзин>, Шу <цзин>, Ли (Ли цзи или И ли), Юэ <цзин> (<Канон> музыки), <Чжоу> и, Чунь цю. Отсутствующий ныне Юэ цзин или числился в этом наборе номинально, как приложение к Ши цзину (точка зрения каноноведческой школы цзинь вэнь цзин сюэ), или был уничтожен во время сожжения конфуцианской литературы по приказу императора Цинь Шихуана в 213 до н.э. (точка зрения школы гу вэнь цзин сюэ). Возможно, части Юэ цзина вошли в текст Юэ цзи (Записки о музыке), являющийся ныне главой Ли цзи. В 136 до н.э. Пятиканоние (У цзин), т.е. Шестиканоние без Юэ цзина, было признано основой официальной идеологии и системы образования. В период правления династии Тан (618-907) были включены в канонический свод и все прочие указанные произведения Ши сань цзин, кроме Мэн-цзы. При династии Сун (960-1279) неоконфуцианцы (см. НЕОКОНФУЦИАНСТВО) дополнили конфуцианизированное, но преимущественно доконфуцианское Пятиканоние собственно конфуцианское Четверокнижием (Сы шу) в составе Да сюэ (Великое учение - глава Ли цзи), Чжун юн (Срединное и неизменное - гл. Ли цзи), Лунь юй, Мэн-цзы. Книги-шу5, с одной стороны, стоят ниже канонов-цзин1, но с другой - ассоциируются с древнейшим каноном Шу цзином, издревле именовавшимся просто Ши, т.е. "Книгой" с большой буквы. С 12-13 вв. Ши сань цзин стало публиковаться в его нынешнем виде. В 1816 ученый и государственный деятель Жуань Юань (1764-1849) выпустил в свет Ши сань цзин с наиболее полной сводкой авторитетных комментариев, толкований и собственных разъяснений.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ШИ САНЬ ЦЗИН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.