БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ
БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ
БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1811-1848), русский литературный критик, публицист. Родился 30 мая 1811 в Свеаборге (ныне Суоменлинна, Финляндия). В 1829-1832 учился на словесном отделении Московского университета. В 1833 становится участником философского кружка Н.В.Станкевича. В 1834-1836 Белинский - ведущий литературный критик журналов "Телескоп" и "Молва". В 1839-1846 сотрудничал в "Отечественных записках", затем - в "Современнике". Умер Белинский в Петербурге 26 мая 1848. В молодости Белинский пережил глубокое увлечение немецкой философией, эстетикой романтизма, идеями Шеллинга, Фихте, Гегеля. Существенное влияние на него оказали Станкевич и Бакунин, бывшие в ту пору убежденными гегельянцами. О том, насколько эмоциональным было восприятие Белинским гегелевского учения, свидетельствует его признание в письме Бакунину: "Ты показал мне, что мышление есть нечто целое.., что в нем все выходит из одного общего лона, которое есть Бог, сам себя открывающий в творении". Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в начале 1840-х годов он резко критикует рационалистический детерминизм гегелевской концепции прогресса, утверждая, что "судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира". В абсолютном идеализме Гегеля для него теперь "так много кастратского, т.е. созерцательного или философского, противоположного и враждебного живой действительности". На смену восторженному восприятию "разумности" исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и ее свободы: "Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести". "Фанатический" персонализм был непосредственным образом связан с его увлечением социалистическими идеалами. Социальная критика Белинским буржуазной цивилизации имела преимущественно этическую направленность: "Не годится государству быть в руках капиталистов, а теперь прибавлю: горе государству, которое в руках капиталистов. Это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах. Для них война или мир значат только возвышение или упадок фондов - далее этого они ничего не видят". Дальнейшая эволюция взглядов Белинского сопровождалась усилением критического отношения к философскому идеализму. "Законы ума, - писал критик, - должны наблюдаться в действиях ума. Это дело логики, науки, непосредственно следующей за физиологией, как физиология следует за анатомией. Метафизику к черту: это слово означает сверхнатуральное, следовательно, нелепость, а логика, по самому своему этимологическому значению, значит и мысль, и слово. Она должна идти своей дорогою, но только не забывать ни на минуту, что предмет ее исследований - цветок, корень которого в земле, т.е. духовное, которое есть не что иное, как деятельность физического". Религиозные убеждения молодости уступают место настроениям явно атеистическим. В 1845 Белинский пишет Герцену, что "в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут". Двумя годами позже в своем знаменитом письме к Гоголю он подвергает суровой критике религию и церковь. Эти настроения позднего Белинского вполне симптоматичны: в российском западничестве начинает доминировать идеология политического радикализма.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БЕЛИНСКИЙ, ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.