БАТАЙ, ЖОРЖ
БАТАЙ, ЖОРЖ БАТАЙ, ЖОРЖ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БАТАЙ, ЖОРЖ

БАТАЙ, ЖОРЖ

БАТАЙ, ЖОРЖ
БАТАЙ, ЖОРЖ (Bataille, Georges) (1897-1962), французский писатель и философ, в 1940-1950 годы - один из лидеров левых интеллектуалов во Франции, автор книг по проблемам философии, религии, экономики; по характеристике М.Хайдеггера - "самый светлый ум во Франции". Родился 10 сентября 1897 в Бийоме. В 1901-1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил дипломную работу Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в. и получил квалификацию архивиста-палеографа. В том же году поступил на службу в парижскую Национальную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х годов в Париже много общался с Львом Шестовым; под его влиянием начал читать Достоевского, Кьеркегора, Паскаля, Платона, принял участие в переводе на французский язык книги Шестова Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше (1925). Кроме этих мыслителей, его интересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже - Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоанализа. С середины 1920-х годов Батай публиковал статьи в журналах "Аретуза" ("Arthuse"), "Документы" ("Documents"), специализировавшихся на искусствоведении, археологии, этнографии. В 1931 познакомился с Борисом Суварином и вступил в Демократический коммунистический кружок (распался в 1934). Тогда же опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика" ("La critique sociale"): Критика основ гегелевской диалектики (совместно с Раймоном Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включения в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); Проблема государства (1933) (против революционного оптимизма, фашистского тоталитарного государства и диктатуры социализма); Психологическая структура фашизма. Первым во Франции Батай применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 Батай участвовал в семинаре Александра Койре в Школе высших исследований, а в 1934 - в семинаре Александра Кожева, где в сотрудничестве с Р.Кено, Р.Ароном, М.Мерло-Понти, Эриком Вейлем, Андре Бретоном и другими работал над переводом и комментариями к гегелевской Феноменологии духа (семинар действовал до 1939). В 1935 принял участие в работе группы, организованной Ж.Лаканом. В 1935 стал одним из инициаторов движения "Контратака" ("Contre-Attaque"), объединившего левых интеллектуалов различных творческих ориентаций, в том числе сюрреалистов. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламентаризм, даже антидемократия, а основной целью - замена мифов фашизма мифами моральной и сексуальной революции. Основными источниками вдохновения "Контратаки" были сочинения маркиза де Сада, Фурье, Ницше (движение распалось в 1936). Члены движения принимали участие в уличных манифестациях, протестуя против действий националистической организации "Аксьон франсез". В этот период Батая и близких к нему членов движения обвинили в профашистских настроениях, поскольку в одном из составленных ими документов "недипломатическая грубость" Гитлера трактовалась как позитивная альтернатива "слюнтяйства" политиков и дипломатов. С 1936 Батай начал организацию тайного общества "Асефаль" ("Acphale") и одновременно журнала с тем же названием. Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членами стали Клоссовски, Шави, Шенон и др.; одно из правил общества - не подавать руки антисемитам). В том же году Батай стал одним из организаторов социологического коллежа, одной из задач которого была разработка социологии "священного", способной дополнить марксистский анализ исследованием иррациональных фактов социальной жизни, изучением социального бытия в тех его формах, в которых обнаруживается присутствие "священного". В тот же период Батай организовал Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессознательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Батая выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (смерть - "эмоциональный элемент, придающий безусловное значение совместному существованию"), вины (в 1944 выходит в свет его книга Виновный - Le coupable), греха, зла, внутреннего опыта (книга Внутренний опыт - L'exprience intrieure - опубликована в 1943). В 1946 по инициативе Батая началось издание журнала "Критика" ("Critique"), где он опубликовал статьи Моральный смысл социологии, Тайна Сада, О рассказах жителей Хиросимы, Переход от животного к человеку и рождение искусства, Коммунизм и сталинизм, Сад (1740-1814) и др. В эти годы и позже им были написаны следующие работы: О Ницше (Sur Nietzsche, 1945), Метод медитации ("Mthode de mditation", 1947), Литература и зло (La littrature et le mal, 1957), Эротизм ("L'rotisme, 1957") и др. В 1952 Батай был награжден орденом Почетного легиона. Умер Батай в Париже 8 июля 1962.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БАТАЙ, ЖОРЖ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.