БИН ЦЗЯ
БИН ЦЗЯ БИН ЦЗЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > БИН ЦЗЯ

БИН ЦЗЯ

БИН ЦЗЯ
БИН ЦЗЯ "Школа военной философии". Древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, инь-ян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в Хань шу (1 в.), в разделе "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число десяти главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологических условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цзяо). Согласно И вэнь чжи, бин цзя начала формироваться около 6-5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани: военные действия - последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2) и уступчивости (жан). Наиболее важные сочинения бин цзя - Сунь-цзы Сунь У (5-4 вв. до н.э.) и У-цзы У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), идеи которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. Состав Семикнижия окончательно определился лишь в 11 в. В него вошли Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы <бин фа> (Сунь-цзы <о военном искусстве>), У-цзы <бин фа> (У-цзы <о военном искусстве>), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги Ли Вэй-гуна). Традиционная версия приписывает Лю тао чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 13 в. до н.э.), Сунь-цзы - Сунь У (конец 6 - 5 вв. до н.э.), У-цзы - У Ци (4 в. до н.э.), Сыма фа - Сыма (Тянь) Жанцзюю (6 - начало 5 вв. до н.э.), Вэй Ляо-цзы - Вэй Ляо (4 в. до н.э.), Сань люэ - Хуан Ши-гуну (3 в. до н.э.); Ли Вэй-гун вэнь дуй считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627-649) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически Лю тао составлен около 3-4 вв. н.э., Сань люэ в конце 6 - начале 7 вв., а утраченный текст Ли Вэй-гун вэнь дуй восстановлен не ранее 9 в. н.э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в У цзин под редакцией Чжу Фу (11 в.): Сунь-цзы, У-цзы, Сыма фа, Вэй Ляо-цзы, Ли Вэй-гун вэнь дуй, Сань люэ, Лю тао. В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине I тысячелетия - Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня). Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син1). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (У-цзы), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у2), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн3); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские "добродетели" (дэ1): "гуманность", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь2), а в других - на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа1), "наказуемость" (син4), "полезность/выгодность" (ли3), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область государственных дел, а главное в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин1) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

БИН ЦЗЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.