ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 - приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 - профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов - основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала "Психологическое обозрение". Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова - Мозг и душа (1900) - В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как "лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма". Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип "эмпирического параллелизма" лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. "Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм". Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: "психическое объясняется только из психического". Утверждаемый им "дуализм" имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции ("неоспинозизм"). Гносеологические воззрения Челпанова ("трансцендентальный реализм") в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея "философской" психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный "союз" обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки. Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.