ЦИ-ПНЕВМА
ЦИ-ПНЕВМА ЦИ-ПНЕВМА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЦИ-ПНЕВМА

ЦИ-ПНЕВМА

ЦИ-ПНЕВМА
ЦИ-ПНЕВМА "Пневма", "эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя" (ци1). Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции. Этимологическое значение - "пар над варящимся <жертвенным> рисом". Стандартную терминологическую оппозицию "ци1" составляет "ли1" ("принцип"). Предельно общее понятие "ци1" конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологическом, антропологическом и психологическом В первом случае ци1 - универсальная субстанция Вселенной; во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеческого тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европейской философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин3) и "духа" (шэнь1); в третьем - проявление психического центра, "сердца" (синь1), управляемое волей (чжи3) и управляющее чувствами (цин1). Общепризнанным в китайской философии было представление о ци1 как бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь ян и "пять элементов" (у син1). Философской категорией термин "ци1" стал в 4 в. до н.э. в таких классических памятниках, как Гуань-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы и другие. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание ци1 в Го юй (5 в. до н.э.), где оно отнесено к 8 в. до н.э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия ци1 Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", ци1 предстает в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.). Положение о преобразовании ци1 в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в китайской классической философии, впервые прозвучало в Чжуан-цзы, где указанные процессы применительно к ци1 осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В Цзо чжуани (4 в. до н.э.) человеческие эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а "воля" - воплощением ци1. Духовная сущность "пневмы"-ци1 обозначена в Гуань-цзы термином "лин ци" - "одухотворенная пневма, духовное начало, ум, божественная сила". Она присутствует в "сердце" - сознании и в целом психике человека (ср. наименование "сердца" в Чжуан-цзы: "вместилище духовности", или "души", - лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща диалектическая атрибутика дао - такая "малость", что в ней "нет ничего внутреннего", и одновременно такая "великость", что для нее "нет ничто внешнего" (Гуань-цзы, гл. 49 Нэй е - "Внутренняя деятельность"). В Си цы чжуани (4 в. до н.э.) ци1 соединено с понятием "цзин3" ("семя", "семенная душа"), выражающим в Дао дэ цзине порождающую потенцию дао, а в Гуань-цзы порождающе-животворящее (шэн) начало всех вещей: "осемененная (утонченная) пневма (цзин ци) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское <начала> связывают семя". Содержащиеся в Си цы чжуани высказывания о цзин3 как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из Гуань-цзы, где цзин ци фактически отождествляется с "духом" (шэнь1) как психическим началом. В Мэн-цзы представлено положение о единении телесного и духовного ("мысле-волевого" - и3) ци1 в "сосредоточенности на должной справедливости (и1)", что рассматривалось как выражение безбрежности мировой "пневмы". В Хэ Гуань-цзы (4 в. до н.э.?) или у Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) введено понятие "изначальная пневма" (юань ци), из которой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изначальную пневму" с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией. В Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.) ци1 рассматривается в космологическом и антропологическом плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их - "то, что наполняет все сущее". Ван Чун (1 в.) интерпретировал воплощенное в ци1 духовное начало - шэнь ци как "утончение" цзин ци, а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь ци" у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изначальной пневмы", в которой "отсутствует разделение <на мутное и чистое>". Ван Су (3 в.) отождествил "изначальную пневму" с "Великим единым" (тай и) - состоянием, предшествующим формированию мира в космогонической схеме Ле-цзы (4 в. до н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.) - с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (11 в.) связал ци1 с понятиями "у цзи" ("Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия", см. ТАЙ ЦЗИ) и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение которой реализуется в мировых трансформациях (бянь хуа), образующих преходящие "формы" (син2) и "образы" (сян1). Особое значение термин "ци1" приобрел в неоконфуцианстве, главной проблемой которого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного ци1 со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным "принципом" (ли1). Чэн И (11 в.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения ци1 с разрушением "принципов". Чжу Си (12 в.) отстаивал вечность существования "принципов", с которыми неразрывно связано ци1. Ван Янмин (15-16 вв.) трактовал ли1 и ци1 как нерасчленимое единство, а ци1, "дух" и "семя" как "одну вещь": "распространяющаяся активность - это пневма, сгущенное скопление - это семя, а чудесное (утонченное) применение - это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (лян чжи) - врожденной способности к благу и интуитивном знании его. Ван Чуаньшань (17 в.) усматривал в концентрации и рассеивании ци1 причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "наличии/бытии", "форме", либо об "отсутствии/небытии", "неоформленности". Янь Фу (19 в.) объяснял западный термин "эфир" (итай) как "имя самого чистого ци1". Фэн Юлань (20 в.) отождествил ци1 с платоновско-аристотелевой материей, предполагающей полное отсутствие форм, то есть коррелятивных ци1 "принципов" (ли1), или "Беспредельным" (у цзи) "ничто", равнозначным "Пределу отсутствия/небытия". Некоторые современные исследователи сближают "ци1" с понятием "поле" (Фэн Ци и другие). Традиционные концепции ци1 в настоящее время продолжают играть большую роль в теории китайской медицины.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЦИ-ПНЕВМА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.