ЦИ-ОРУДИЕ
ЦИ-ОРУДИЕ ЦИ-ОРУДИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЦИ-ОРУДИЕ

ЦИ-ОРУДИЕ

ЦИ-ОРУДИЕ
ЦИ-ОРУДИЕ "Орудие", "орудийный предмет", "конкретное явление", "способность" (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин "ци2" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли3), в частности культовой утилитарности (Лунь юй, Си цы чжуань, Дао дэ цзин, Мэн-цзы). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци2 ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы (Лунь юй), так и первозданной простоте (пу) мироздания (Дао дэ цзин). Последняя в Дао дэ цзине выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци2. В качестве "отсутствия/небытия" (у1, см. Ю - У) дао определяет главную функцию ци2 как сосуда - способность вмещать в себя, то есть ци2 представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция "дао - ци2" терминологически была впервые оформлена в Чжоу и, в философском разделе Си цы чжуань, где эти категории определены с помощью другой фундаментальной пары антиномичных понятий - "син эр шан" ("надформенное", "бестелесное", "метафизическое") и "син эр ся" ("подформенное", "телесное", "физическое"): "Надформенное называется дао, подформенное называется ци" (I, 12). Эволюция "ци2" как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао. Особую актуальность данная проблема приобрела в неоконфуцианстве, которое первоначально осмыслялось как "учение о дао" (дао сюэ). Субъективистски ориентированный Чэн Хао (1033-1085) максимально сближал эти категории: "ци2 тоже дао, дао тоже ци2". Объективистски ориентированный Чжу Си (1130-1200), признавая внедренность (чжун) дао в ци2, все же радикально разделял то и другое путем соответственного отождествления с элементами основополагающей для неоконфуцианства понятийной оппозиции "принцип (ли) - цневма (ци1)". Оспаривавший эту позицию Ван Чуаньшань (1619-1692) настаивал на первичности ци2, для которого дао является "упорядочивающим" (чжи) началом и "единотелесным" (и син) атрибутом: "Поднебесная - это только ци2 и все. Дао - есть присущее ци2 дао. А о ци2 нельзя сказать, что оно присуще дао". Дай Чжэнь (1723-1777), продолжив трактовать категорию "надформенное" как "еще не сформировавшееся, не обретшее телесную форму", а "подформенное" - как "сформировавшееся, обретшее телесную форму", придал оппозиции "дао - ци2" значение двух фазовых состояний единого общемирового целого. Тань Сытун (1865-1898) же идентифицировал эту оппозицию соответственно с противопоставлением "функции, деятельного проявления" - "субстанции, телесной сущности" (ти юн). Признание вслед за Дао дэ цзином Поднебесной тоже огромным "орудийным предметом привело Тань Сытуна к выводу, что изменения в этой "субстанции" влекут за собой и изменения в ее "функции" дао, то есть в основах человеческого бытия, что в свою очередь стало теоретическим обоснованием его реформаторской позиции. Другой идеолог реформаторства Чжэн Гуаньин (1842-1922) в качестве дао квалифицировал духовные устои традиционной китайской государственности, а в качестве ци2 - западную науку и технику.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЦИ-ОРУДИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.