ЦЗИН ТЯНЬ
ЦЗИН ТЯНЬ ЦЗИН ТЯНЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЦЗИН ТЯНЬ

ЦЗИН ТЯНЬ

ЦЗИН ТЯНЬ
ЦЗИН ТЯНЬ "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.), а термин "цзин тянь" впервые появился в Гулян чжуани (2 в. до н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - около 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа "цзин6" ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" - сы1) пользовании, среднее поле было общинным (гун2) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин6, или сян3 - автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности. Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на исторических реалиях и сомнительны лишь отдельные цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологический статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин1)", приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн), который требует "<выправления> канонических межей" (цзин цзе), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, таким образом, упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны (Мэн-цзы, III А, 3). Здесь система цзин тянь прямо проецируется на "каноническую" (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ) девятиклеточную структуру - общетеоретическую модель пространства. Это и другие положения Мэн Кэ обнаруживают в системе цзин тянь самый широкий мироописательный смысл. Например, указывается, что поле в 100 му предназначено для прокормления семьи из восьми человек, таким образом, в цзине (сяне) должно быть 64 члена, а таково фундаментальное "нумерологическое" число, или количество гексаграмм (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ; ГУА; ЧЖОУ И); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди2) всего Китая, которые "состоят из девяти квадратов со стороной <каждого> в 1 тысячу ли", а Цзоу Янь (3 в. до н.э.) охватил ею всю земную поверхность, состоящую из 9 материков, на одном из которых Срединное государство (Китай) занимает одну девятую часть, и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в Чжоу ли, где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн2), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун1) из девяти чэн. Указанные геометрические схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологические" - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символико-нумерологический характер. Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологической модели в социально-экономическую и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века привлекалась для идеологического обоснования действий правительства по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. также ЦЗИН ВЭЙ.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЦЗИН ТЯНЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.