ХЭ ТУ И ЛО ШУ
ХЭ ТУ И ЛО ШУ ХЭ ТУ И ЛО ШУ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ХЭ ТУ И ЛО ШУ

ХЭ ТУ И ЛО ШУ

ХЭ ТУ И ЛО ШУ
ХЭ ТУ И ЛО ШУ План (карта) <из Желтой> реки и Письмена (документ) <из реки> Ло - нумерологические (сян шу чжи сюэ) пространственно-числовые (троично-пятеричные) схемы, "магический крест" и магический квадрат соответственно, образованные по квадратно-девятиклеточной модели "канона" (цзин), в качестве универсальных методологических матриц использовавшиеся для представления любых понятийно-образных категорий китайской философии и науки, но прежде всего символов и чисел Чжоу и, благодаря чему в эпоху Сун (11-13 вв.) они легли в основу обязанного им своим именем нумеролого-методологического "учения о планах и письменах" (ту шу чжи сюэ). В религиозно-мифологических представлениях хэ ту и ло шу выступали в качестве магических символов, изначально определивших культурное развитие и своим новым появлением знаменующих наступление вселенской гармонии и общественного благоустройства. Словосочетание "хэ ту" встречается уже в гл. 50/52 Шу цзина (8-6 вв. до н.э.), но его точное значение там трудноопределимо. Конфуций видел в хэ ту благовещее знамение (Лунь юй, IX, 8/9). В приписываемой ему философской части Чжоу и - Си цы чжуани (Комментарий привязанных слов, 4 в. до н.э.) хэ ту и ло шу определяются как "образцы для совершенномудрых (шэн1) людей". В гл. 20 Гуань-цзы (5-3 вв. до н.э.) появления хэ ту и ло шу причислялись к предзнаменованиям, по которым прежде люди "постигали предопределение (мин1)". Лю Синь (1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) отождествил хэ ту с восемью триграммами, а ло шу - с кратким изложением содержания предельно схематизированной и методологизированной гл. Хун фань (Величественный образец) Шу цзина, входящим в саму эту главу. Ян Сюн (1 в. до н.э. - начало 1 в.) сообщил легенду, согласно которой мифический создатель китайской цивилизации Фуси увидел хэ ту на боках "дракона-коня", появившегося из Желтой реки (Хуан-хэ), а ло шу - на панцире чудесной черепахи из реки Ло (Ло-шуй) и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. В Хань шу (История <династии> Хань, 1 в.), гл. 27 У син чжи (Трактат о пяти элементах), представлена версия, согласно которой Фуси на основе хэ ту создал восемь триграмм, а основатель династии Ся культурный герой Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав "девять разделов" (цзю чоу) текста Хун фань. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) существовали апокрифические сочинения "хэ ту" в девяти главах (пянь) и "ло шу" в шести главах (указанные числа имеют в данном случае характеризующее их нумерологическое значение). Даосский наставник Чэнь Туань (ок. 906-989), комментируя символы и числа Си цы чжуани с помощью пространственной структуры "девяти дворцов" (цзю гун), включающей в себя числа от 1 до 9 и 8 триграмм, и соответствующих пяти элементам числовых пар 1-6, 2-7, 3-8, 4-9, 5-10, описал "драконовый план" (лун ту), охватывающий хэ ту и ло шу. Следуя за ним, Лю Му (11 в.) разделил эти схемы и дал им соответствующие названия, а Чжу Чжэнь (1072-1138) представил в стандартном изображении. Ученый и нумеролог Цай Юаньдин (1135-1198), восприняв эту традицию и полагая, что первоначально хэ ту и ло шу изобразил потомок Конфуция Кун Аньго (2 в. до н.э.), за которым последовали Лю Синь и Шао Юн (1011-1077), выдвинувший тезис об универсальной первичности чисел (шу1), а затем и Лю Му вместе с тем указал на то, что в версии Лю Му - Чжу Чжэня названия схем переставлены местами. Он осуществил обратную переставку, которую воспринял его единомышленник Чжу Си (1130-1200), канонизировавший ее благодаря своему высочайшему авторитету в классическом трактате Чжоу и бэнь и (Коренной смысл "Чжоуских перемен"). В 17 - начало 18 в. Хуан Цзунси и Ху Вэй оспаривали интерпретацию этих схем, представленную Чжу Си. В 20 в. Гао Хэн обосновал предположение, что в древности под названиями "хэ ту" и "ло шу" фигурировали некие трактаты по географии. На рис. 1,а, рис. 2,а представлены стандартные чжусианские изображения хэ ту и ло шу, где, видимо восходя к даосской интерпретации, светлые кружки означают нечетные числа, темные - четные. Сумма нечетных чисел магического квадрата ло шу составляет 25 (1 + 3 + 5 + 7 + 9), четных - 20 (2 + 4 + 6 + 8); сумма всех троек чисел по вертикали, горизонтали и диагонали - константа 15 (в чем и состоит магичность), а всего - 45. Суммы нечетных и четных чисел "магического креста" хэ ту составляют соответственно 25 и 30, в совокупности - 55, т.е. указанное в Си цы чжуани (I, 8) "число Неба и Земли" (тянь ди чжи шу). Согласно толкованию Лю Му, при сложении отдельно четных и нечетных чисел двух схем получается также указанное в Си цы чжуани и использовавшееся в китайской математике "число великого расширения" (да янь чжи шу) - 50. Общие суммы чисел каждой из схем якобы уменьшены либо увеличены на 5 относительно 50 для того, чтобы скрыть это таинственное число. Хэ ту и ло шу представляют собой стандартные нумерологические матрицы, в основе которых лежит "канон" (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ), то есть девятиклеточный квадрат. Хэ ту занимает в нем пять клеток, каждой из которых соответствует пара чисел натурального ряда от 1 до 10. Числа в парах различаются на 5 (1 и 6, 2 и 7 и т.д.). Первая пятерица (1, 2, 3, 4, 5) суть "порождающие числа" (шэн у), вторая (6, 7, 8, 9, 10) - "формирующие числа" (чэн шу). Эти числовые элементы хэ ту могут быть соотнесены с восьмью триграммами, пятью элементами, пятью сторонами света и другими категориальными комплексами. Ло шу представляет собой девятиклеточный квадрат как таковой, генетически соотносящийся с аналогичной структурой древнейшего ритуального помещения - "пресветлого престола" (мин тан), и в то же время выступающий в качестве своеобразной "математической машины": складывая соседние числа против хода часовой стрелки и каждый раз используя в качестве первого слагаемого полученную сумму, можно получить следующее по порядку число: 1 + 6 = 7; 7 + 2 = 9 и далее, сбрасывая с суммы десяток: 9 + 4 = 13; 13 - 10 = 3; 3 + 8 = 11; 11 - 10 = 1. Существует вариант ло шу, расширенный до квадрата 8?8 с магической константной суммой 260 и заполняемый 64 гексаграммами. Схема хэ ту соотнесена с порядком триграмм по Фуси (см. ГУА) -"преднебесным" (сянь тянь), т.е. генотипическим, априорным; ло шу - с порядком триграмм по Вэнь-вану - "посленебесным" (хоу тянь), т.е. фенотипическим, апостериорным. Обе схемы представляют собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него любую информацию (космологические объекты, отрезки времени, звуки, цвета, части тела, акупунктурные каналы и точки, парафизиологические органы, алхимические элементы и т.п.) и оперировать ею согласно их внутренним закономерностям. На их традиционных изображениях кружки соединены отрезками, отражающими структуру числа (например, 8 представлено как две четверки или четыре двойки, 5 - как 3 и 2 и т.д.), что также учитывается при практическом применении схем.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ХЭ ТУ И ЛО ШУ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.