ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ
ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ

ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ

ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ
ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ К статье ХИМИИ ИСТОРИЯ Химия древности. Химия, наука о составе веществ и их превращениях, начинается с открытия человеком способности огня изменять природные материалы. По-видимому, люди умели выплавлять медь и бронзу, обжигать глиняные изделия, получать стекло еще за 4000 лет до н.э. К 7 в. до н.э. Египет и Месопотамия стали центрами производства красителей; там же получали в чистом виде золото, серебро и другие металлы. Примерно с 1500 до 350 до н.э. для производства красителей использовали перегонку, а металлы выплавляли из руд, смешивая их с древесным углем и продувая через горящую смесь воздух. Самим процедурам превращения природных материалов придавали мистический смысл. Греческая натурфилософия. Эти мифологические идеи проникли в Грецию через Фалеса Милетского (ок. 625 - ок. 547 до н.э.), который возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Однако греческих философов интересовали не способы получения веществ и их практическое использование, а главным образом суть происходящих в мире процессов. Так, древнегреческий философ Анаксимен (585-525 до н.э.) утверждал, что первооснова Вселенной - воздух: при разрежении воздух превращается в огонь, а по мере сгущения становится водой, затем землей и, наконец, камнем. Гераклит Эфесский (конец 6 - начало 5 вв. до н.э.) пытался объяснить явления природы, постулируя в качестве первого элемента огонь. Четыре первоэлемента. Эти представления были объединены в натурфилософии Эмпедокла из Агригента (490-430 до н.э.) - создателя теории четырех начал мироздания. В различных вариантах его теория властвовала над умами людей более двух тысячелетий. Согласно Эмпедоклу, все материальные объекты образуются при соединении вечных и неизменных элементов-стихий - воды, воздуха, земли и огня - под действием космических сил любви (притяжения) и ненависти (отталкивания). Теорию элементов Эмпедокла приняли и развили сначала Платон (427-347 до н.э.), уточнивший, что нематериальные силы добра и зла могут превращать эти элементы один в другой, а затем Аристотель (384-322 до н.э.). Согласно Аристотелю, элементы-стихии - это не материальные субстанции, а носители определенных качеств - тепла, холода, сухости и влажности. Этот взгляд трансформировался в идею четырех "соков" Галена (129-200 н.э.) и господствовал в науке вплоть до 17 в. Другим важным вопросом, занимавшим греческих натурфилософов, был вопрос о делимости материи. Родоначальниками концепции, получившей впоследствии название "атомистической", были Левкипп (ок. 500-440 до н.э.), его ученик Демокрит (ок. 470-360 до н.э.) и Эпикур (ок. 342-270 до н.э.). Согласно их учению, существуют только пустота и атомы - неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые, непроницаемые, различающиеся формой, положением в пустоте и величиной; из их "вихря" образуются все тела. Атомистическая теория оставалась непопулярной в течение двух тысячелетий после Демокрита, но не исчезла полностью. Одним из ее приверженцев стал древнегреческий поэт Тит Лукреций Кар (95-55 до н.э.), изложивший взгляды Демокрита и Эпикура в поэме О природе вещей (De Rerum Natura). Алхимия. Алхимия - искусство совершенствования вещества через превращение металлов в золото и совершенствования человека путем создания эликсира жизни. Стремясь к достижению самой привлекательной для них цели - созданию неисчислимых богатств, - алхимики разрешили многие практические задачи, открыли множество новых процессов, наблюдали разнообразные реакции, способствуя становлению новой науки - химии. Эллинистический период. Колыбелью алхимии был Египет. Египтяне блестяще владели прикладной химией, которая, однако, не была выделена в самостоятельную область знания, а входила в "священное тайное искусство" жрецов. Как отдельная область знания алхимия появилась на рубеже 2 и 3 в. н.э. После смерти Александра Македонского (323 до н.э.) его империя распалась, но влияние греков распространялось на обширные территории Ближнего и Среднего Востока. Особенно бурного расцвета алхимия достигла в 100-300 н.э. в Александрии. Примерно в 300 н.э. египтянин Зосима написал энциклопедию - 28 книг, охватывавших все знания по алхимии за предыдущие 5-6 вв., в частности сведения о взаимопревращениях (трансмутациях) веществ. Алхимия в арабском мире. Завоевав Египет в 7 в., арабы усвоили греко-восточную культуру, сохранявшуюся в течение веков александрийской школой. Подражая древним властителям, халифы начали покровительствовать наукам, и в 7-9 вв. появились первые химики. Самым талантливым и прославленным арабским алхимиком был Джабир ибн Хайян (конец 8 в.), позднее ставший известным в Европе под именем Гебер. Джабир полагал, что сера и ртуть являются двумя противоположными началами, из которых образуются семь других металлов; труднее всего образуется золото: для этого нужно особое вещество, которое греки называли xerion - "сухой", а арабы изменили на al-iksir (так появилось слово "эликсир"). Эликсир должен был обладать и другими чудесными свойствами: излечивать от всех болезней и давать бессмертие. Другой арабский алхимик, ар-Рази (ок. 865-925) (в Европе известен под именем Разес) занимался также медициной. Так, он описал методику приготовления гипса и способа наложения повязки на место перелома. Однако самым знаменитым врачом был бухарец Ибн Сина (ок. 980-1037), известный также под именем Авиценна. Его сочинения служили руководством для врачей в течение многих веков. Алхимия в Западной Европе. Научные воззрения арабов проникли в средневековую Европу в 12 в. через Северную Африку, Сицилию и Испанию. Работы арабских алхимиков были переведены на латынь, а затем и на другие европейские языки. Вначале алхимия в Европе опиралась на работы таких корифеев, как Джабир, но спустя три столетия вновь проявился интерес к учению Аристотеля, особенно в трудах немецкого философа и теолога-доминиканца, ставшего впоследствии епископом и профессором Парижского университета, Альберта Великого (ок. 1200-1280) и его ученика Фомы Аквинского. Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению их в схоластические курсы обучения. В 1250 философия Аристотеля была введена в курс преподавания в Парижском университете. Алхимическими проблемами интересовался и английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1294), предвосхитивший многие позднейшие открытия; он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашел способ изготовления черного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнальдо да Вилланова (1235-1313), Раймонда Луллия (1235-1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Достижения алхимии. Развитие ремесел и торговли, возвышение городов в Западной Европе 12-13 вв. сопровождались развитием науки и появлением промышленности. Рецепты алхимиков использовались в таких технологических процессах, как обработка металлов. В эти годы начинаются систематические поиски способов получения и идентификации новых веществ. Появляются рецепты производства спирта и усовершенствования процесса его перегонки. Важнейшим достижением было открытие сильных кислот - серной, азотной. Теперь европейские химики смогли осуществить многие новые реакции и получить такие вещества, как соли азотной кислоты, купорос, квасцы, соли серной и соляной кислот. Услугами алхимиков, которые нередко были искусными врачами, пользовалась высшая знать. Считалось также, что алхимики владеют тайной трансмутации обычных металлов в золото. К концу 14 в. интерес алхимиков к превращению одних веществ в другие уступил место интересу к производству меди, латуни, уксуса, оливкового масла и различных лекарств. В 15-16 вв. опыт алхимиков все чаще использовался в горном деле и медицине.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ХИМИИ ИСТОРИЯ: ИСТОКИ ХИМИИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.