ХАНЬ ШУ
ХАНЬ ШУ ХАНЬ ШУ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ХАНЬ ШУ

ХАНЬ ШУ

ХАНЬ ШУ
ХАНЬ ШУ Книга <о династии> Хань, История <династии> Хань. Другое название - Цянь Хань шу (Книга о Ранней <династии> Хань, История Ранней Хань). Официальная история династии Западная (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым историко-энциклопедическое произведение такого рода - Исторические записки (Ши цзи) Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.), но отличается от него соотнесенностью с одной династией, а не всеми прошедшими эпохами, что было в дальнейшем канонизировано официальной историографией. По своему мировоззрению китайский Геродот - Сыма Цянь склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель Хань шу - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим названием подчеркивал связь этого труда с конфуцианским каноническим сводом исторических документов Шан шу. В современный текст Хань шу, восходящий к печатному изданию 1034-1037 годов и номинально состоящий из 100 цзюаней ("свитков") (реально - из 120), входят некоторые цзюани, написанные Бань Бяо, отцом Бань Гу (по крайней мере № 9, 10, 73, 84, 98), Бань Чжао, сестрой Бань Гу (№ 13-20), и Ма Сюем (№ 26). Философской проблематикой пронизаны цзюани 21-30, составляющие раздел Чжи (Трактаты), в котором излагаются также естественнонаучные, социально-экономические, географико-этнографические, правовые, исторические, искусствоведческие и другие сведения и теории. Богатый историко-философский материал содержат биографии философов, входящие в раздел Ле чжуань (Жизнеописания), в частности, в цзюань 56 включены Три доклада о Небе и человеке (Тянь жэнь сань цэ) Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), существенно дополняющие корпус его сочинений. Основанный на материалах Лю Сяна и его сына Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.) цзюань 30 (И вэнь чжи - Библиографический трактат, вариант перевода - Трактат о литературе и искусствах) представляет собой древнейший универсальный каталог китайской литературы, охватывающий 596 авторов, в том числе 189 философов, сгруппированных в 10 школ (ши цзя). К шести выделенным в Ши цзи философским школам - конфуцианство, даосизм, инь-ян цзя (школа "темного и светлого" начал, "натурфилософия"), легизм, мин цзя (школа имен, номенализм) и моизм - здесь прибавлены цзун-хэн цзя ("дипломаты", "политологи"), цза цзя ("эклектики", "энциклопедисты"), нун цзя ("аграрники") и сяо-шо цзя ("фольклористы", собиратели "малых поучений"). Происхождение каждой школы возведено к определенной категории чиновников: конфуцианство - к чиновникам, ведавшим культом и просвещением, даосизм - к историкам, инь-ян цзя - к астрономам-астрологам, легизм - к правоведам-судейским, мин цзя - к церемониймейстерам, моизм - к храмовым сторожам, цзун-хэн цзя - к дипломатам, цза цзя - к политическим советникам, нун цзя - к распорядителям сельскохозяйственных работ, сяо-шо цзя - к мелким чиновникам-информаторам, следившим за народной молвой. Кроме того, в специальные разделы выделены каноническая литература (см. ШИ САНЬ ЦЗИН), сочинения по военному искусству (см. БИН ЦЗЯ) и математике. В цзюане 20 дана оригинальная классификация 1955 выдающихся личностей Китая от мифической древности до конца 3 в. до н.э. по девяти категориям согласно их моральным и интеллектуальным качествам. Наиболее высоко здесь оценены конфуцианцы, за ними в порядке понижения значимости следуют моисты, даосы, легисты, мин цзя. В цзюане 23, представляющем собой правовой трактат, Бань Гу воспроизвел близкие ему взгляды Сюнь Куана (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.). В Хань шу признается необходимость сочетания в управлении государством этико-ритуальных норм (ли2) и юридических законов (фа1), широкого контроля государства над экономикой, поощрения земледелия и подавления торгового капитала. В духе учения Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.) отстаивается правомерность устранения порочного государя (см. МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ) и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе "колодезных полей" (цзин тянь). В цзюане 27 обобщенно изложено универсально-классификационистское и общеметодологическое учение о "пяти элементах" (у син1).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ХАНЬ ШУ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.