У-ВЕЩЬ
У-ВЕЩЬ У-ВЕЩЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > У-ВЕЩЬ

У-ВЕЩЬ

У-ВЕЩЬ
У-ВЕЩЬ "Вещь", "объект", "предмет" (у1). Одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека ("жэнь у" - буквально "человеческая вещь"); 2) предмет, объект, не-я как противоположность мыслящему субъекту ("у во" - буквально "вещь и я"). Исходные этимологические значения: на иньских гадательных костях "цвет вспаханной земли", "разноцветный", "пестрый бык"; более поздние, чжоуские - "бык, жертвенное животное", "род, вид класс", "обозначение, символ". Этимологическим наследием в семантике у1. Стали идеи оживотворенности (в иероглифе присутствует ключевой элемент "бык") взаимосвязи с действующим субъектом (второй компонент иероглифа, омонимичный фонетик имеет исходное значение "вспашка земли, земледелие", классификации всего многообразия вещей и дел (пестроты мира) в "10 000 родов". У1 в целом трактовалось китайскими философами как "оформленное" и деятельное (вэй) проявление общемировой "пневмы" (ци1), подразумевающей также субстантивацию духовных начал. Согласно Си цы чжуань (4 в. до н.э.), "осемененная пневма образует вещи"; аналогично в Гуань-цзы, 4-3 вв. до н.э.: наличие "семени" (цзин3) означает "рождение всякой вещи" от злаков и небесных светил до "навей и духов" - гуй шэнь. Под у1 могли пониматься и материальное, телесно-чувственное явление (Чжуан-цзы, 4-3 вв. до н.э.: "Все, что обладает видом, фигурой, звучанием, цветом, есть вещь"), и идеализированный образ действительности (в Дао дэ цзине дао - это у1). В древнекитайских протологических и лингвистических теориях у1 - общее обозначение референта любой номинации, необходимым коррелятом которого являются "имя" (мин2), "слово" (янь), обозначение (чжи3) или сам обозначающий субъект: согласно Ли цзи (4-1 вв. до н.э.) "слова обладают у1", то есть значениями; в Мо-цзы (5-3 вв. до н.э.) "всеобщая любовь" и агрессивная война суть "вещи", отличные от частного, конкретного. объекта - ши2 ("реалии"). В классификациях "имен" у1 фигурирует в качестве наиболее общей категории - "всеобщего имени" (да мин) у моистов и "большого общего имени" (да гун мин) в Сюнь-цзы (4-3 вв. до н.э.). В Гунсунь Лун-цзы (4-3 вв. до н.э.) у1 и чжи3 ("палец", "показатель") составляют универсальную оппозицию "означаемое - означающее". В понятии "у1" сочетается также субстанциальный и процессуальный смысл (ср. англ. thing, нем. Ding, франц. chose, лат. res и другие - "вещь", "дело", "обстоятельство"), что получило явное выражение в истолковании термина "гэ у" ("выверение вещей", см. ЧЖИ - СИН) из Да сюэ (4-2 вв. до н.э.), древнейший комментатор которого Чжэн Сюань (127-200) уподобил у1 "делам" (ши3), Чжу Си (1130-1200) определил как "дела и вещи" (ши у), а Ван Янмин (1472-1529) - прямо как "дела". В отличие от западного понятия "вещь", которое может быть применено к человеку только в уничижительном смысле, китайское у1 включает и человека: "Указывая на число вещей, поверят: их тьма (десять тысяч). Человек является единицей в этом числе" (Чжуан-цзы). Как явления субстанционно-процессуальные у1 подчинены универсальному закону Пути (дао) и структурируемы принципами (ли), что было сформулировано уже в Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.): "Путь делает тьму вещей таковыми, каковы они суть; и определяет тьму принципов. Принципы суть знаки (вэнь), формирующие вещи". Сочетание "у ли" ("принципы вещей") стало синонимом научного познания всего "между небом и землей", а в новейшее время сузилось до "физики". Янь Фу (1854-1921) использовал "у1" для перевода дарвиновских терминов "вид" (у чжун) и "борьба за существование" (у цзин). В современном языке у1 - формант терминов "материя" (у чжи) и "материализм" (вэй-у-чжу-и).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

У-ВЕЩЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.