УАТТ, ДЖЕЙМС
УАТТ, ДЖЕЙМС УАТТ, ДЖЕЙМС
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > УАТТ, ДЖЕЙМС

УАТТ, ДЖЕЙМС

УАТТ, ДЖЕЙМС
УАТТ, ДЖЕЙМС (Watt, James) (1736-1819), шотландский инженер и изобретатель, создатель универсальной тепловой машины. Родился 19 января 1736 в Гриноке неподалеку от Глазго. Его отец владел многими ремеслами, занимался коммерцией, имел судоремонтную мастерскую и был членом городского совета. Чтению, письму и счету Джеймса обучили родители, так как из-за слабого здоровья он поздно пошел в школу. Прилежный в занятиях, склонный к изучению математики и других точных наук, он проявлял также способности к слесарному и столярному делу, работая в мастерской отца. Эти качества определили выбор профессии. Для обучения на мастера по слесарному делу отец отправил его в возрасте 18 лет в Лондон. Освоив за год семилетнюю программу, молодой специалист возвратился в Шотландию и через некоторое время получил место механика в университете Глазго. Здесь он снискал дружбу и покровительство двух талантливых физиков - Дж.Блэка и Дж.Робинсона. Знания и опыт, приобретенные в стенах университета с 1759 по 1762, создали благоприятную почву для его будущей изобретательской деятельности. Блэк и Робинсон занимались определением теплоты парообразования, а Уатт принимал участие в обеспечении технической стороны проводимых ими экспериментов. Он имел возможность воочию убедиться, какая огромная энергия заключена в паре, и решил ознакомиться с работами создателей паровых машин того времени. Это - "огневая машина" французского изобретателя Д.Папена, объединявшая в одном устройстве котел для парообразования и рабочий цилиндр; паровой водоподъемник военного инженера Т.Севери, в котором рабочий цилиндр был отделен от котла и для быстрой конденсации пара обливался снаружи холодной водой; наконец - пароатмосферная машина Т.Ньюкомена. Последняя отличалась от предыдущих машин тем, что 1) движущей силой в ней было атмосферное давление, а разрежение достигалось при конденсации пара; 2) в цилиндре находился поршень, который совершал рабочий ход под действием пара; 3) вакуум достигался в результате конденсации пара при впрыскивании внутрь цилиндра холодной воды. Отлаживая университетскую модель паровой машины Ньюкомена, Уатт пришел к выводу, что для уменьшения расхода пара в ней необходимо вынести процесс конденсации за пределы цилиндра. Это было его первым изобретением, на которое он получил патент 5 января 1769. При материальной поддержке доктора Ребека, основателя первого металлургического завода в Шотландии, Уатт построил свою первую экспериментальную машину. Однако модель оказалась неудачной, и сотрудничество с Ребеком прервалось. Несмотря на нехватку средств, Уатт продолжал работать над совершенствованием паровой машины и добился хороших результатов. Его работы заинтересовали М.Болтона, инженера и богатого фабриканта, владельца металлообрабатывающего завода в местечке Сохо близ Бирмингема. В 1775 они заключили соглашение о партнерстве, оказавшемся весьма плодотворным. В 1781 Уатт получил патент на вторую модель своей машины. Новшества, внесенные в нее и в последующие модели, включали: 1) цилиндр двойного действия - пар подавался попеременно по разные стороны от поршня, при этом отработанный пар поступал в конденсатор; 2) жаровую рубашку, окружавшую рабочий цилиндр для снижения тепловых потерь, и золотник; 3) преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение вала сначала посредством шатунно-кривошипного механизма, а затем с помощью шестеренчатой передачи, явившейся прообразом планетарного редуктора; 4) центробежный регулятор для поддержания постоянства числа оборотов вала и маховик для уменьшения неравномерности его вращения. В 1785 Уатт запатентовал топку котла новой, более экономичной конструкции. Фирма "Болтон и Уатт" испытала на себе все превратности судьбы, от падения спроса на ее продукцию до защиты своих изобретательских прав в судах. На 1781 пришелся самый трудный период ее деятельности. Однако с 1783 дела ее пошли в гору, и она начала процветать. Универсальный паровой двигатель двойного действия с непрерывным вращением (паровая машина Уатта), экономичный и эффективный, получил широкое распространение и сыграл большую роль в переходе к машинному производству. В 1800 Дж.Уатт удалился от дел, но продолжал заниматься научными изысканиями вплоть до конца жизни. Умер Уатт 25 августа 1819.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

УАТТ, ДЖЕЙМС



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.