ТАИНСТВО
ТАИНСТВО ТАИНСТВО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ТАИНСТВО

ТАИНСТВО

ТАИНСТВО
ТАИНСТВО (греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве - священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Христианский сакраментализм основан на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Христа, продолжается в церкви, поэтому определенные священнодействия, установленные по воле Христа, рассматриваются как видимые образы и источник благодати, сообщаемой им людям. Христианские конфессии расходятся в понимании и оценке природы, действенности, числа и необходимости христианских таинств, а также - в способах их совершения. Природа. Традиционное христианское учение о таинствах выражается в классической формуле, которая восходит к Августину, определявшему таинство как "видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку". Петр Ломбардский (ум. 1160), разъясняя эту формулу, говорил, что таинство есть знак невидимой благодати в том смысле, что оно является ее видимым образом и действующей причиной. Это разъяснение принимают и Римско-католическая церковь, и Восточные церкви. Протестанты в целом отрицают здесь строго причинную связь: для них таинства просто символизируют благодать. Действенность. Католическая церковь проповедует учение о таинствах, принятое Тридентским собором и гласящее, что тем, кто не противится, таинство сообщается уже "в силу свого совершения" (ex opere operato). Последнее означает, что действенность таинств зависит исключительно от божественной воли, выраженной в установлении таинств Христом и в его обетованиях. Бог есть главная действующая причина (causa efficiens) благодати, человечество Христа есть сопряженная с ней орудийная причина (causa conjuncta instrumentalis), а сами таинства - орудийные причины, не сопряженные с Божеством. Восточные церкви придерживаются сходного учения о действенности таинств. Протестантские же богословы, исходя из своего понимания оправдания, видят в таинствах знаки и свидетельства благой воли Бога по отношению к людям или верности людей Богу. На этом основаны все протестантские доктрины, касающиеся таинств: их объединяет то, что на первый план они выдвигают веру и что они отвергают жесткую причинно-следственную обусловленность. Число таинств. Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли его ко многим священнодействиям, однако в 12 в. число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. Квакеры и Армия спасения вообще не признают таинств. Необходимость. Теологи проводят различие между необходимостью средства и необходимостью, налагаемой предписанием. Католики считают, что крещение, принятое in re vel in voto (действительно или в намерении), необходимо для всех как средство спасения, протестанты же полагают, что необходимость крещения обусловлена заповедью, данной Христом, но что оно не является обязательным и единственным средством спасения. Совершение таинств. В вопросе о том, кому могут быть преподаны таинства и кто должен их совершать, а также в обрядах и ритуалах совершения таинств расхождения между церквами многочисленны и значительны. Одно из расхождений связано с различением того, для кого восприятие таинств возможно и для кого - дозволительно. Так, считается, что всякому человеку, который еще не был крещен, возможно принять крещение. Взрослый человек должен иметь сознательное намерение (подразумевающее веру), чтобы воспринять это таинство. У католиков, православных и большинства протестантов последнее требование не распространяется на младенцев, однако баптисты отвергают крещение младенцев. В вопросе же о том, кому дозволено восприятие таинства, существует еще большее число церковных ограничений. Обычно таинства совершаются священниками или специально поставленными для этого лицами. Однако в Римско-католической церкви таинство брака осуществляется самими лицами, вступающими в брак. Таинство крещения, в случае острой необходимости, может совершать любой христианин.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ТАИНСТВО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.