СЁРЛЬ, ДЖОН
СЁРЛЬ, ДЖОН СЁРЛЬ, ДЖОН
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > СЁРЛЬ, ДЖОН

СЁРЛЬ, ДЖОН

СЁРЛЬ, ДЖОН
СЁРЛЬ, ДЖОН (Searle, John) (р. 1932), американский философ. Родился 31 июля 1932 в Денвере (шт. Колорадо). Получил образование сначала в университете Висконсина, затем в Оксфорде, где его учителями были Джон Остин и Питер Стросон. С 1959 - профессор Калифорнийского университета в Беркли. Являясь одним из основателей теории речевых актов, Сёрль интенсивно занимался также проблемами философии сознания, теории действия. Благодаря многочисленным публичным выступлениям его знают не только в среде философов, но и в широких академических кругах. В центре внимания первой работы Сёрля Речевые акты (Speech Acts, 1969) - различение между "иллокутивным" и "пропозициональным" содержанием речевых актов. Если пропозициональное содержание некоторого утверждения - например, утврждения "идет дождь" - состоит в суждении, что идет дождь, то его иллокутивное содержание заключается в (неявном) обязательстве говорящего представлять вещи такими, каковы они есть. Если пропозициональное содержание приказа состоит в характере действия, которое некто должен выполнить, то его иллокутивное содержание заключается в попытке побудить к этому действию. Согласно Сёрлю, речевые акты не существуют сами по себе - именно благодаря связи с сознанием они способны представлять ("репрезентировать") существующие в мире вещи. Теория репрезентативного содержания языка должна основываться на соответствующей теории сознания. Сёрль использует в этой связи понятие интенциональности, т.е. направленности сознания на предметы. Носителями интенциональности он в противовес традиционным теориям считает не убеждения и желания, а восприятия и действия. В ходе дебатов, вызванных его теорией, Сёрль выдвинул тезис, что в интенциональном содержании восприятий имеется момент саморефлексии: если, например, человек видит дерево, то само содержание этого визуального восприятия предполагает существование дерева. Кроме того, философ полагает, что интенциональные содержания могут быть поняты только на неинтенциональной основе практических навыков и способностей. Несмотря на то, что Сёрль является сторонником "биологического натурализма", согласно которому умственные способности суть не что иное, как свойства высокоорганизованного мозга, он высказался категорически против допущения о возможности построения искусственного интеллекта. Допущение это основано на тезисе, что сознание следует рассматривать как программу, работающую как бы внутри мозга. Пытаясь опровергнуть этот тезис, Сёрль прибегает к мысленному эксперименту. Предположим, вас поместили в комнате с двумя окошками; в вашем распоряжении ящик с большим количеством карточек, испещренных китайскими иероглифами, а также английский справочник, разъясняющий, как китайские иероглифы связаны друг с другом. Из одного окошка вам передают карточки с иероглифами, содержание которых - как вы можете заключить на основе справочника - состоит в просьбе присоединить к ним соответствующие карточки и передать их в другое окошко. Производя эти действия, вы не знаете, что на поступающих карточках нанесены вопросы, а на отправляемых им карточках - ответы на эти вопросы. Со стороны же ваши действия будут производить впечатление, будто вы понимаете китайский язык. Такой вывод, однако - полный абсурд, полагает Сёрль. Человек в китайской комнате может безупречно выполнять все предписания, не понимая ни слова по-китайски. Точно так же и компьютер может выполнять программу, записанную на языке, который ему непонятен. Эту аргументацию Сёрль развил в одной из самых известных его работ - эссе Сознание, мозг и программы (Minds, Brains, and Programms, 1980). Другие публикации философа: Выражение и смысл (Expression and Meaning, 1979), Интенциональность: Очерк философии сознания (Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind, 1983), Переоткрытие сознания (The Rediscovery of Mind, 1992).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

СЁРЛЬ, ДЖОН



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.