СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ
СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ "Учение о символах и числах", зап. "нумерология". В широком смысле - универсальная теоретическая система, генетически производная от архаических познавательных структур, прежде всего мантического классификационизма; играла в традиционном Китае роль наиболее общей формальной методологии философского и научного знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле - одно из концептуальных оформлений указанной системы, создано в период правления династии Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) главным образом усилиями комментаторов Чжоу и, синтезировавших общеметодологические принципы конфуцианства, даосизма и инь-ян цзя и связавших их с природными закономерностями, почерпнутыми в основном из астрономии, техники календарных расчетов и теории музыки. Сян шу чжи сюэ строится на всеобъемлющем классификационизме и особом типе обобщения-генерализации (гун1), т.е. представлении класса объектов путем выделения из него самого характерного (ценного, главного и т.п.) объекта в качестве репрезентанта без абстрагирования свойств класса. Так, репрезентантом класса людей является царь, поэтому, напр., в разных списках Дао дэ цзина термины "жэнь1" ("человек") и "ван1" ("царь") взаимозаменимы при описании четвертого уровня бытия, следующего после дао, Неба и Земли (гл. 25). Фундамент сян шу чжи сюэ составляют три типа нумерологических построений, каждый из которых представлен в двух разновидностях: 1) "символы" (сян1) - триграммы, гексаграммы; 2) "числа" (ту1) - Хэ ту ("план <из Желтой> реки"), Ло шу (документ <из реки> Ло), 3) "символы и числа" - инь ян (темное и светлое), у син1 ("пять элементов <фаз>"). Сама эта система нумерологизирована, поскольку основана на двух исходных нумерологических числах - 3 и 2. В ней также отражены все три главных вида графической символизации, использовавшиеся в традиционной китайской культуре: 1) "символы" - геометрической формы, схемы, рисунки, 2) "числа" - цифры, 3) инь ян, у син1 - иероглифы. Образующие сян шу чжи сюэ элементы - математические и математикоподобные построения, т.е. пространственные ("геометрические") структуры и числовые ("арифметические") комплексы, - связаны друг с другом широким кругом связей: математических, символических, ассоциативных, фактуальных, эстетических, мнемонических, суггестивных и других Так, приведены во взаимное соответствие члены фундаментальных нумерологических пар: круг-квадрат/прямоугольник, 3 - 2, Небо - Земля, ян1-инь1, Цянь-Кунь (см. ГУА) и т.д. Всем важнейшим категориям сян шу чжи сюэ - тай и ("Великое единое"), лян и ("два образца"), сань цай ("три начала"), сы сян ("четыре символа"), у син1 ("пять элементов"), ба гуа (восемь триграмм), Ло шу (магический квадрат из чисел от 1 до 9), Хэ ту ("магический крест" из чисел от 1 до 10) и другим - присуща как "арифметическая", так и "геометрическая" ипостась. Онтологический базис этого тотального классификационизма осмыслялся с точки зрения общепринятого в кит, философии представления об органической ("телесной") целостности мироздания, однородные (тун лэй) элементы которого взаимодействуют по принципу резонанса. Подобно пифагорейству, сян шу чжи сюэ может быть определено как учение о музыкально-числовой структуре космоса. В Цзо чжуани (Си-гун, 15-й г., 11-й мес. <645 до н.э.>) происхождение сян шу чжи сюэ выведено из соединения двух древнейших (конец II - начало I тысячелетия до н.э.) видов гадательной практики - на панцирях черепах (бу) и с помощью стеблей тысячелистника (ши7). Результатами более древней и авторитетной практики бу были геометризированные и соотнесенные с пространственными координатами (странами света) мантические фигуры, то есть "символы" (сян1) - первичные элементы сян шу чжи сюэ. Результатами появившейся позднее практики ши7 являлись вероятностные комбинации стеблей, прототипа счетных палочек, то есть "числа" (шу1), - вторичные элементы сян шу чжи сюэ. Первый и главный теоретический синтез того и другого был осуществлен в каноне Чжоу и (8-4 вв. до н.э.), основу которого составляют геометрические символы (черты, триграммы, гексаграммы и другие), обладающие числовыми значениями и даже цифровыми обозначениями ("шесть" и "девять" - названия двух типов черт). В указанном месте Цзо чжуани была также определена онтологизированная иерархия "символов" и "чисел": "Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа". Эго положение получило методологическую формулировку в Чжоу и, где при теоретическом движении в обратом направлении "за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной" (Си цы чжуань, I, 10), и нашло отражение в исходном математическом каноне Чжоу би: "Законы чисел исходят из круглого и квадратного". Однако позднее Шао Юн (11 в.) выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: "Числа рождают символы". Особое развитие сян шу чжи сюэ получило в период правления династии Хань, обретя общепризнанный методологический статус и подавив зачатки протологики, возникшие в учениях моистов (см. МОИЗМ) и "школы имен" (мин цзя). Венцом этого процесса стало создание трактатов Цянь цзо ду (Проникающее измерение Творчества), Тай сюань цзин (Канон Великой тайны) Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.), И линь (Лес перемен) Цзяо Гуна (1 в.) или Цуй Чжуаня (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.). Развитие сян шу чжи сюэ стало одним из факторов возникновения неоконфуцианства, в рамках которого ведущие нумерологические учения создали Шао Юн и Цай Шэнь (11-12 вв.). Печать сян шу чжи сюэ в той или иной мере лежит не только на всех главных философско-религиозных учениях (конфуцианство, неоконфуцианство, даосизм, буддизм и других) и научных дисциплинах (особенно математике, астрономии, хронометрии, топографии, медицине, алхимии), но и на литературе, искусстве и в целом культуре традиционного Китая.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.