СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ К статье СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ Рагнарёк (Ragnark) - самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово "Рагнарёк" буквально означает "судьба <гибель> богов". Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных им богов. Прелюдией к Рагнарёку станет падение человеческой нравственности, когда три зимы кряду весь мир будет охвачен войной. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Затем настанет лютая великанская зима Фимбульветр - три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег валит со всех сторон, свирепы ветры и жестоки морозы. И тогда один Волк поглотит солнце, а другой - луну. Задрожат земля и горы, деревья повалятся, горы разломятся сверху донизу, и все оковы и цепи будут разорваны и разбиты. Фенрир Волк вырвется на свободу, и море хлынет на сушу, потому что Мировой Змей в ярости поползет на берег. Корабль Нагльфар (Naglfar), снаряженный в Хеле, возьмет на борт команду мертвецов и под водительством Локи поплывет из болот Хеля, подхваченный исполинским валом. Фенрир Волк устремится вперед с разверстой пастью: нижняя челюсть до земли, верхняя - до неба; будь больше места, он бы распахнул пасть еще шире. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. А рядом с Волком ползет Мировой Змей, изрыгая яд на небо и землю. Средь этого грохота раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Впереди Сурт, окруженный огнем, и в руке у него огромный меч, сверкающий ярче солнца. Когда эта жуткая рать мчится по Биврёсту, мост, как предсказано, рушится, а орды Муспелля выплескиваются на равнину, называемую Вигрид (Vgr), чтобы там соединиться в Фенриром и Мировым Змеем. Локи приводит туда же несчетное воинство мертвецов и ставит подле пламенных отрядов Муспелля. Здесь же и все инеистые великаны под водительством Хрюма (Hrymr). Неисчислимые рати выстроены по огромному полю Вигрид, на сто лиг в каждую сторону. Теперь встает бог Хеймдалль и трубит в рог Гьяллархорн, поднимая богов. Один во весь опор скачет к источнику Мимира, спросить совета для себя и своего воинства. Трепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе небо и земля. Гуллинкамби кричит в последний раз, созывая эйнхериев: воины и боги вооружаются и выступают на поле брани. Впереди едет Один - в золотом шлеме, с копьем Гунгнир в руке. Он выходит на бой с Фенриром Волком; бок о бок с ним - Тор, но не может он помочь Одину, ибо сражается с Мировым Змеем. Фрейр единоборствует с Суртом, пока не падает мертвым. Гарм, заточенный в Хеле, в бездонной пещере Гнипахеллир, вырывается на волю. Он вступает в яростную схватку с богом Тюром, и они поражают друг друга насмерть. Тор убивает Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием гада. Волк проглатывает Одина; но Одинов сын Видар пробивается вперед и ставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обута в башмак, который делался по частям от начала времен. Видар хватает Волка рукой за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Волк подыхает. Но Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир. Так свершается Рагнарёк, Гибель богов. После Рагнарёка. Рагнарёк, однако, не есть, как обычно считают, окончательная гибель скандинавских богов. Обе Эдды повествуют о новом небе, новой земле, новом Хеле и населяют их соответствующими обитателями. "Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, - пишет Снорри. - Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они поселятся на Идавёлль-поле, где прежде был Асгард. Туда приходят и сыновья Тора - Моди и Магни и приносят с собою молот Мьёлльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлеи, которыми владели асы... А в роще Ходдмимир (Hoddmmir - читай: Иггдрасиль) от пламени Сурта укрылись два человека - Лив (Lf, "жизнь") и Ливтрасир (Lftrasir, "пышущий жизнью")... И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир... И... солнце породило дочь, не менее прекрасную, чем оно само, и дочь последует путем матери". Текст Снорри в целом соответствует поэтическим источникам Старшей Эдды. Концовки других рукописей Прорицания вёльвы говорят в заключительных стихах о пришествии единого бога, что, по-видимому, можно отнести на счет христианских влияний. Происхождение мифа о Рагнарёке. В мифе существуют некоторые неувязки, обусловленные тем, что сложился он из нескольких обособленных мифов. В Рагнарёке заложены две главные идеи: во-первых, уничтожение божественных сил сынами Муспелля; а во-вторых, помощь божественным силам со стороны воинов, которые пали смертью храбрых на поле брани и вознесены на небеса. Но вековечная битва, из которой выросла эта концепция, уже существовала отдельно в кельтской традиции и в традиции северо-западной Европы, а гибель Одина в пасти Волка и Тюра от зубов Гарма - тот же миф, но восходящий к индоевропейской эпохе и ведущий речь о врменном исчезновении богов. В таком случае Рагнарёк можно разделить следующим образом: 1) временное исчезновение Небесного Отца (Одина, Тюра); 2) временное исчезновение "господина" (Бальдра, Фрейра) в Нижнем мире; 3) вековечная битва (эйнхерии); 4) Дикая Охота (Один, валькирии); 5) миф о потопе ("море хлынуло на сушу") и 6) миф об огне (Сурт). Рагнарёк как целое сложился довольно поздно и, возможно, является чисто норвежским или исландским развитием мифа Северо-Западной Европы. Викинги придавали очень большое значение мифам, сосредоточенным вокруг смерти Одина и Бальдра. В обоих случаях новое появление бога, его воскресение, изначально было основополагающим мотивом. Лишь впоследствии переписчики сделали упор на Гибели богов и стали уже вскользь говорить о возвращении Бальдра и др. Высокородные короли и знать - воины и фаталисты - вместе со своими скальдами и бардами развивали "уничтожительную" сторону мифа, и именно она была прежде всего отвергнута, когда народы Севера приняли христианство.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ЭСХАТОЛОГИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.