ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО К статье ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ В соответствии с конституцией 1933, Португалия и ее заморские провинции провозглашались унитарной корпоративной республикой во главе с президентом, избираемым прямым голосованием на семилетний срок. Кортесы состояли из избираемого Национального Собрания и консультативного органа - Корпоративной палаты, организованной в соответствии с функциональными подразделениями общества: экономическим, социальным, интеллектуальным и духовным. Работодатели организовывались в гильдии, трудящиеся - в профсоюзы. Коллективные договоры находились под надзором правительства. Эта система была направлена на подавление оппозиции в обществе, а политические партии были заменены Национальным союзом. В начале Второй мировой войны Португалия оставалась нейтральной по договоренности с Великобританией. В 1940, когда немецкие войска подошли к Пиренеям, Салазар помог Великобритании сохранить нейтралитет Испании. В 1943 англичане использовали союз с Португалией, чтобы получить базу на Азорских о-вах. Португалия вышла из войны почти без потерь. Получив от Великобритании кредиты, она накопила валютные резервы в фунтах стерлингов, что позволило модернизировать средства сообщения, расширить торговый флот и развивать орошаемое земледелие, гидроэнергетику и промышленность. Португалия присоединилась к НАТО в 1949. Серьезная оппозиция Салазару впервые проявилась на президентских выборах 1958. Адмирал Америку Томаш, поддержанный Национальным союзом, получил значительное большинство голосов, но генерал Умберту Делгаду, возглавлявший оппозицию, собрал четверть всех голосов. В 1959 в соответствии с конституционной поправкой, право выбора президента было передано избирательной коллегии. Португальские территории Гоа, Диу и Даман на Индостане были оккупированы индийскими войсками в 1961, после того как Португалия отклонила претензии Индии на эти территории. Еще более серьезная угроза заморским владениям Португалии возникла в 1960-е годы благодаря росту национально-освободительного движения в Анголе, Мозамбике и Португальской Гвинее. Португалия направила в Африку значительную часть армии и большие средства на борьбу с повстанцами. В сентябре 1968 Салазар передал власть своему помощнику Марселу Каэтану, который сохранял его основной политический курс. Продолжались войны в Африке, которые высасывали почти 40% государственного бюджета и тормозили экономическое развитие. Одним из последствий этих войн стала эмиграция 1,6 млн. португальцев, которые в поисках работы выехали в разные страны мира. Революция. 25 апреля 1974 группа офицеров левой ориентации, входившая в Движение вооруженных сил (ДВС), стремясь прекратить войны в Африке, свергла режим Каэтану. Хунта, возглавляемая генералом Антониу ди Спинолой, призвала к прекращению боевых операций в Африке, восстановила многие демократические свободы, включая терпимость к политическим убеждениям. 15 мая было сформировано временное правительство во главе со Спинолой, в состав кабинета вошли социалисты и коммунисты. Однако сам Спинола противился планам ДВС разрушить колониальную империю и осуществить радикальные реформы, и в сентябре его сменил генерал Франсишку да Кошта Гомиш. Колониальная система в Африке распалась к концу 1975. В марте 1975, после попытки организации государственного переворота группой правых офицеров, новый орган ДВС, Высший революционный совет с преобладанием прокоммунистически настроенных элементов, возглавлявшийся премьером Вашку Гонсалвишем, стал проводить новую государственную политику. Гонсалвиш национализировал большинство банков и многие отрасли промышленности и сделал профсоюзы, руководимые коммунистами, единственными представителями интересов трудящихся. В апреле 1975 состоялись выборы в Учредительное собрание. Социалисты получили 38% голосов, народные демократы - 26%, а коммунисты - 12%. После выборов борьба между социалистами, коммунистами и левыми экстремистами продолжалась в профсоюзах, средствах массовой информации и местных органах управления. Коммунисты опирались на поддержку безземельных сельскохозяйственных рабочих юга и получали помощь от СССР; социалистам помогали США и страны Западной Европы. В июле социалисты вышли из состава правительства Гонсалвиша после того, как он санкционировал переход органа социалистов - газеты "Република" - в руки левых. В августе, после волны антикоммунистических демонстраций на севере Гонсалвиш был смещен со своего поста. Был сформирован новый кабинет с преобладанием социалистов и их союзников. Возобновилась выплата западных кредитов, в которых Португалии отказывали во время правления прокоммунистического ДВС. Коммунисты потерпели очередную неудачу в ноябре, когда военные офицеры левой ориентации совершили неудачную попытку государственного переворота. В апреле 1976 вступила в действие новая конституция страны. Политическим партиям разрешалось участвовать в "революционном" процессе создания бесклассового общества. Национализация предприятий и экспроприация земель, проведенные в 1974-1975, объявлялись необратимыми. Конституция устанавливала права на собрания и забастовки, а также на аргументированный отказ от военной службы. Цензура, пытки и смертная казнь были отменены. На выборах социалисты получили большинство мест в новом собрании. В июне, после избрания генерала Антониу Рамалью Эаниша президентом, премьер-министром стал лидер социалистов лидер Мариу Соариш. После 1976 правительства Португалии проводили осторожную и умеренную политику, направленную на восстановление стабильности в экономике. В правительстве Соариша в течение двух лет было мало его сторонников, и преобладали министры от коалиционных партий. На выборах в декабре 1979 и октябре 1980 союз умеренной Социал-демократической (прежней Народно-демократической) партии и Социал-демократического центра получил незначительное большинство голосов. В 1982 Революционный совет офицеров, который являлся совещательным органом при президенте с 1976, был распущен и заменен гражданским советом. Тяжелый экономический кризис вызвал необходимость в новых выборах в апреле 1983, на которых победили социалисты, сформировавшие коалиционное правительство с социал-демократами. Мариу Соариш сохранил пост премьер-министра. В 1985 социал-демократы отказались поддерживать правительство Соариша и получили большинство голосов на выборах. Анибал Кавасу Силва стал премьер-министром коалиционного правительства при поддержке христианских демократов. Мариу Соариш победил на президентских выборах в 1986 и стал первым за 60 лет гражданским президентом Португалии. В 1986 Португалия присоединилась к Европейскому Сообществу и стала проводить реформы в своей экономике в соответствии с уставом этой организации. В 1987 социал-демократы получили подавляющее число голосов на парламентских выборах. При поддержке социалистов они внесли в 1989 поправки в Конституцию, изменив марксистскую фразеологию 1976. В 1991 Соариш был переизбран на пост президента. Правительство, избранное в 1987, завершило выполнение четырехлетнего плана в 1991. Оценка результатов переходного периода. "Розовая революция" в Португалии привела к быстрому и эффективному преобразованию политической системы - из традиционного квазикорпоративного авторитарного правления в современную парламентскую демократию. Страна освободилась от мешавших ей оков; были восстановлены гражданские свободы и свободные справедливые выборы; нормально функционирует парламентская система. Однако экономические преобразования происходили очень медленно. Все правительства, в том числе социалистические, главной задачей видели решение проблемы внешнего платежного баланса, уделяя меньшее внимание таким внутренним проблемам, как безработица, инфляция и медленный экономический рост. В результате в течение первого десятилетия после революции доход на душу населения упал ниже дореволюционного уровня. Второе десятилетие переходного периода характеризовалось внушительным ростом всех показателей экономического развития. Вступление страны в ЕС и поощрительная инвестиционная политика социал-демократического правительства привели в конце 1980-х годов к увеличению объема иностранных инвестиций. В период 1986-1991 прирост производства ежегодно составлял от 3 до 5%, а уровень безработицы сократился с 8% до 4%. Некоторые издержки политики конца 1980-х годов стали проявляться в начале 1990-х годов. Правда, инфляция, которая колебалась в диапазоне от 9% до 14% во второй половине 1980-х годов, сократилась почти до 3% в первой половине 1990-х годов, но уровень безработицы увеличился. Страна страдала также от несбалансированного торгового баланса, дефицита платежного баланса и бремени внешнего долга. Тем временем спад экономики с периодическим обесцениванием валюты и сопротивлением программе приватизации правительства привел в начале 1993 к кризису в промышленности, где произошло значительное сокращение производства. Поправки к Конституции в 1988 и 1989, а позже к законодательству (например, закон о приватизации 1990) стерли социально-экономические следы "розовой революции". В результате изменилось направление реформ в сфере землевладения и отношений между работодателями и работающими, государственная собственность была ограничена предприятиями общего пользования и производственным оборудованием, а государственное регулирование инвестиционной деятельности было отменено. Экономическая политика в середине 1990-х годов была направлена на снижение инфляции, а также устранение дефицита бюджета. На всеобщие выборы 1 октября 1995 пришло всего 32% избирателей. Победу одержали социалисты, которым достались 112 мест в Ассамблее Республики. Социал-демократы получили 88 мест, Народная партия и Коалиция демократического единства по 15 мест. Антониу Гутерриш был назначен премьер-министром. Через три с половиной месяца, 14 января 1996, президентом был избран Жоржи Сампайю, бывший генеральный секретарь Социалистической партии и бывший мэр Лиссабона, который получил 53,9% голосов и победил социал-демократа Анибала Кавасу Силву, бывшего премьер-министра. На местных выборах в 1997 победили социалисты. Новое правительство в конце 1996 выдвинуло ряд предложений о реформировании политической системы, в т.ч. об уменьшении числа мест в Ассамблее Республики, допуске на выборы независимых кандидатов и проведении публичных референдумов. В начале 1997 между двумя главными партиями был достигнут широкий консенсус по ряду этих вопросов, которые были, в свою очередь, одобрены Ассамблеей Республики в сентябре 1997.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПОРТУГАЛИЯ: ИСТОРИЯ - М. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.