ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840-1868), русский литературный критик, публицист. Родился 2 октября 1840 в с.Знаменское Орловской губернии в дворянской семье. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1861-1866 - сотрудник журнала "Русское слово". Оппозиционность статей Писарева вызвала резкую реакцию властей, и молодой журналист более четырех лет провел в Петропавловской крепости (1862-1866). Жизнь Писарева оборвалась очень рано, 4 июля 1868: он утонул, купаясь в море в Дубулты, близ Риги. Достаточно традиционен взгляд на Писарева как на ключевую фигуру в истории российского нигилизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии даже сближает Писарева с Ф.Ницше. Юному Писареву не был чужд эстетизм, но это увлечение оказалось кратковременным и он стал еще более радикальным, чем Чернышевский, критиком идеи "чистого искусства". "Чистое искусство есть чужеядное растение, которое постоянно питается соками человеческой роскоши", - писал он в статье Разрушение эстетики. Отрицал Писарев, однако, не только эстетизм как тип мировоззрения, но и в значительной степени ценность художественного творчества и культуру в целом. Левый радикализм молодого критика действительно нередко носил откровенно нигилистический характер. Так, считая, что в русской литературе не было и нет "замечательных поэтов", он объявил поэтическое творчество В.А.Жуковского и А.С.Пушкина "пародией" на подлинную поэзию. Такие эстетические оценки неудивительны, если учесть, что Писарев был поклонником вульгарных материалистов К.Фохта и Я.Молешотта и непримиримым борцом с "узколобым мистицизмом" (в частности Платона). Испытал он, как практически все российские "шестидесятники", и влияние позитивизма. Писарев характеризовал О.Конта как "одного из величайших мыслителей нашего века" и посвятил его историческим воззрениям большую статью. В ранней юности он был религиозен, с увлечением читал гоголевские Выбранные места из переписки с друзьями. Впоследствии критик выступал против любых форм религиозных исканий на российской почве, полагая, что "ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм". Писарев воспринял характерную для российской революционной идеологии концепцию "критически мыслящих личностей", призванных просвещать народные массы и готовить их к революции. Материалист и нигилист, он презирал моральный идеализм, называя стремление к идеалу "стремлением к призраку". В то же время, совершенно в духе учения Чернышевского о "разумном эгоизме", он заявлял, что "расчетливый эгоизм совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.