ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА К статье ПАПСТВО В понтификат Бонифация VIII (1294-1303), когда права папского престола отстаивались особенно решительно, папская власть фактически стала ослабевать. Папство, успешно мерившееся силами со Священной Римской империей, встретило более серьезного противника в лице национального государства, возникшего в конце средневековой эпохи. Бонифаций VIII выразил протест, когда Филипп IV Французский попытался обложить податями духовенство, не испросив на то разрешения папы, и стал игнорировать право духовенства представать перед церковным, а не светским судом. При поддержке высшего французского духовенства Филипп Красивый успешно боролся с папой, а затем посланный королем Гильом де Ногаре даже арестовал папу. Филипп предполагал подвергнуть папу суду, однако тот скончался тремя неделями позже. "ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ" ЦЕРКВИ После семимесячного понтификата Бенедикта XI кардиналы избрали архиепископа Бордоского новым папой под именем Климента V (1305-1314). Вместо того, чтобы отправиться в Рим папа Климент обосновался в Авиньоне - папском анклаве в Провансе, отделенном от Франции только руслом реки Роны. Папский престол оставался здесь с 1309 по 1376 (Петрарка называл это "Вавилонским пленением"). Прецеденты подобного удаления папского престола из Рима уже имелись. За предшествующие два столетия папы находились вне Рима в общей сложности 122 года. Однако авиньонский период стал самым длительным периодом непрерывного пребывания папской резиденции вне Рима, и он пришелся на то время, когда национальное самосознание европейских народов особенно обострилось в результате Столетней войны между Францией и Англией. Папы постепенно стали выглядеть в глазах современников чем-то вроде французских придворных капелланов. Все семеро авиньонских пап были французами, равно как и три четверти назначенных ими кардиналов. Климент V согласился запретить орден тамплиеров, собственность которого Филипп IV хотел употребить на покрытие расходов, связанных с войной против Англии, а взамен Филипп согласился снять свои обвинения против Бонифация VIII. Климент созвал общецерковный собор, три сессии которого состоялись во Вьенне с октября 1311 по март 1312. Поскольку акты Вьеннского собора не сохранились, мы почти не имеем прямых сведений о его решениях и заключениях. На соборе было рассмотрено дело тамплиеров и строились планы нового крестового похода. Кроме того, на нем были приняты дисциплинарные постановления, касающиеся распущенности духовенства, епископских визитаций (инспекционных поездок) и разногласий между приходским священством и монашеством. Преемники папы Климента, оставаясь в Авиньоне, постоянно заявляли о том, что их пребывание там носит лишь временный характер и что они вернутся в Рим, как только позволят обстоятельства. Иоанн XXII (1316-1334) безуспешно использовал и военные силы, и отлучения, чтобы водворить в Италии мир, однако только после 1350 папские войска под предводительством кардинала Альборноса начали восстанавливать порядок в Италии. В 1367 папа Урбан V вернулся на престол св. Петра, однако новое восстание, вспыхнувшее после смерти Альборноса, вынудило его бежать обратно в Авиньон. Десятью годами позже папа Григорий XI вновь обосновался в Риме. Централизация власти при авиньонских папах. Между тем авиньонские папы внесли существенный вклад в дело централизации папских административных структур и упорядочение финансов. Папа Урбан V издал новые положения, регулирующие деятельность Апостольской палаты (осуществлявшей управление казной). Дальнейшие шаги были направлены на упорядочение судебной деятельности и связаны с созданием Римской Роты (Rota Romana), которая приняла на рассмотрение все дела, связанные со спорами относительно бенефициев, распределение которых находилось в руках папы. При папе Бенедикте XII в 1338 Апостольский пенитенциарий получил обширный свод законодательных норм, призванных прекращать действие различных церковных наказаний, в определенных случаях - даровать отпущение грехов, устранять всевозможные канонические неясности и давать разрешения на брак в случае, если для его заключения имелись какие-либо препятствия. При авиньонских папах продолжается процесс лишения патронов их права номинаций, а капитулов - их права избрания, поскольку все больше и больше должностей замещалось по прямому указанию папы. Со времени Григория XI (1370-1378) папы усвоили себе право распределять все главнейшие бенефиции, хотя нередко они соглашались с королевскими назначениями или выбором капитула. Управление финансами при авиньонских папах. Финансовые проблемы обострились вследствие утраты ими их итальянских владений, а также из-за инфляции, поразившей всю Европу в конце 14 в. Авиньонские папы, особенно Иоанн XXII, проявили большие способности и изобретательность в создании новой финансовой структуры, отвечавшей их интересам. Одну часть доходов составили выплаты, собираемые непосредственно Курией, к примеру, одна треть ежегодного дохода с церковных бенефициев. Кроме того, взималась плата за подготовку документов, за получение паллия (архиепископской мантии) и во время официальных визитов епископов к Святому Престолу (ad limina, "к порогу"). Другая часть податей собиралась на местах, и для этой цели была создана сеть папских сборщиков податей, охватившая всю Европу. Эти подати включали в себя церковную десятину, аннаты, или доход с бенефиция за первый год после его получения. Кроме того, действовало право присвоения, по которому папские сборщики забирали все движимое имущество скончавшихся епископов, и право на доходы со всех вакантных бенефициев, замещаемых по назначению папы.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ПАПСТВО: УПАДОК ПАПСТВА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.