АГИОГРАФИЯ
АГИОГРАФИЯ АГИОГРАФИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЯ
АГИОГРАФИЯ историческая дисциплина, изучающая документы и литературные памятники, касающиеся святости и святых. Различают агиографические памятники, повествующие о жизни святых или о святынях, (практическая агиография), и работы, посвященные научному исследованию этих памятников (критическая агиография). С первых веков христианской эры отдельные церкви чтили годовщины памяти своих собратьев, претерпевших мученическую смерть. Велись списки мучеников, позволявшие соблюдать установленные дни их памяти. К этим спискам и календарям часто прибавлялись краткие рассказы об отдельных актах мученичества и жизнеописания (жития) наиболее прославленных христиан и христианок, принявших смерть за свою веру. Позднее, наряду с этими краткими рассказами, основанными преимущественно на свидетельствах современников, появились более пространные жития, составленные на основе литературных источников. Эти жития были призваны наставлять верующих примерами подвигов христианских святых и аскетов. Первым собранием рассказов о святых явилась компиляция, составленная Евсевием Кесарийским (ок. 260-340), которая содержала описания подвигов мучеников, живших в эпоху, предшествующую гонениям Диоклетиана. Однако об этом собрании мы знаем лишь по упоминанию о нем у других христианских писателей. К Евсевию восходит также традиция создания агиографических сборников иного типа: его книга, посвященная палестинским мученикам периода последнего гонения на христиан, состояла из житий, которые были написаны самим Евсевием. Еще одно направление в агиографии было связано с возникновением жанра "мартирологов" ("легендариев", или "пассионариев"), представлявших собой собрания кратких житий и сказаний о мученичествах. Эти собрания были основаны преимущественно на древних календарях, и материал в них располагался не в строгой исторической последовательности, а в соответствии с датами чествования памяти святых. Римский мартиролог послужил основой и источником для множества местных мартирологов, которые содержали жития не только святых, чтимых всей церковью, но и предания о местночтимых святых, которые могли сильно различаться между собою по степени достоверности и литературным достоинствам. В Средние века каждая область Западной Европы располагала своим собственным легендарием. К 13 в. возникла потребность в более сжатых и удобных для пользования легендариях, в результате чего стали появляться агиографические антологии. В Новое время одно из лучших таких собраний было составлено О.Батлером (Жития святых, мучеников и других главных святых, Lives of the Fathers, Martyrs and other Principal Saints, 1756). В России широкое распространение получил житийный свод Четьи Минеи, составленный в конце 17 в. Дмитрием Ростовским на основе Великих Четьих Миней митрополита Макария (16 в.), и Acta Sanctorum болландистов. Критическая, или научная агиография возникла лишь в Новое время. Ее задачей является критическое исследование и оценка всех памятников, связанных со святыми и их почитанием. Такое исследование предполагает две стадии: во-первых, критическое установление подлинных текстов и, во-вторых, оценка исторической достоверности этих текстов. Основоположником современной научной агиографии считается иезуит Х.Росвейде (ум. 1629). Его новаторский подход был воспринят и развит И.Болландом и его сотрудниками. См. также БОЛЛАНДИСТЫ.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АГИОГРАФИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.