АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ К статье АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Палата представителей, как и ее британский прототип, определяет состав вновь избранного правительства. По конституции, палата представителей должна состоять из вдвое большего числа членов, чем сенат, а каждый из шести штатов должен иметь в ее составе по меньшей мере пять представителей (при этом Тасмания получает несколько большее представительство). Кроме того, штаты и территории разбиваются на одномандатные избирательные округа - пропорционально численности населения в этих регионах. Члены палаты представителей избираются на срок, не превышающий трех лет и трех месяцев. Выборы могут проходить и досрочно, если правительство теряет большинство в парламенте и ни одной из партий или коалиций не удается сформировать новое большинство или, что случается чаще, если правительство, ожидая гарантированный успех на досрочных выборах, объявляет о самороспуске. На выборах в палату представителей в октябре 1998 коалиционное правительство либеральной и национальной партии, которое победило на выборах лейбористов, вновь вернулось к власти. Либеральная партия получила 64 места из 148, а национальная партия - 16 мест, тем самым обеспечив коалиции 80 мест, необходимых для получения парламентского большинства в нижней палате. Лейбористская партия получила 67 мест и 1 место получил независимый кандидат. Джон Говард, лидер либеральной партии, сохранил за собой пост премьер-министра, а Тим Фишер, лидер национальной партии, сохранил пост заместителя премьера. Каждый штат имеет в сенате по 12 своих представителей, избираемых на 6-летний срок, причем каждые 3 года корпус сенаторов обновляется наполовину. Выборы в сенат, как правило, приурочены к выборам в палату представителей, если они не происходят после досрочного роспуска палаты. Но даже при одновременном проведении выборов в обе палаты парламента сроки пребывания их членов в должности не совпадают. Например, сенаторы, избранные на всеобщих выборах в октябре 1998, приступили к работе в начале июля 1999, и до этого момент сенат в старом составе формально дорабатывал свой срок. В разное время предпринимались попытки изменить эту практику с помощью конституционной поправки, которая синхронизировала бы срок полномочий сената с двумя сроками полномочий палаты представителей, однако на референдуме эта поправка не получила одобрения. С 1975 две территории имеют в сенате по два своих представителя, которые, в отличие от прочих сенаторов, вправе переизбираться одновременно с очередными выборами в палату представителей. Хотя сенат принимает к рассмотрению все законодательные инициативы, поступившие из палаты представителей, конституция закрепляет за обеими палатами "равную власть", за исключением ряда особых случаев: сенат, к примеру, не вправе инициировать финансовые законопроекты. Чтобы законопроект получил силу закона, он должен пройти одинаковую процедуру в обеих палатах парламента. В случае возникновения у палат длительных разногласий по тому или иному законопроекту предусмотрена громоздкая процедура выхода из законодательного тупика. Если в течение некоторого срока сенат дважды отказывается одобрить представленный законопроект и если правительство готово идти на досрочные выборы, возможен так называемый двойной роспуск парламента. Это означает, что обе палаты в полном составе должны переизбраться. Если же кризис не разрешается и после двойных перевыборов, то для рассмотрения спорного законопроекта может быть проведено совместное заседание обеих палат (при этом палата представителей имеет двойное численное преимущество перед сенатом). В современной австралийской истории одновременный роспуск палат происходил шесть раз (последний роспуск в 1987). Единственное совместное заседание палат имело место после их роспуска в 1974, когда к власти вернулось лейбористское правительство, вновь получив оппозиционный сенат. Последние выборы половины членов сената, когда вакантными оказались 6 мест от каждого штата и оба места от территорий, состоялись в октябре 1998. Из 40 мест 17 достались лейбористам, 15 - либералам, 4 - австралийским демократам, 1 - партии "Единая нация" и 1 - независимому кандидату. В результате этих выборов, с учетом сохранивших свои места сенаторов, новый сенат приступил к работе в июле 1999 в следующем составе: 31 мест у либералов, 28 - у лейбористов, 4 - у националистов. 9 - у демократов, 1 - у "Единой нации", 1 - у независимых лейбористов, 1 - у "зеленых" Тасмании, 1 - независимый. Таким образом, парламентские выборы в октябре 1998 принесли переизбранному правительству либерально-национальной коалиции внушительное большинство в палате представителей, но одновременно только 35 мест в сенате, что значительно не дотягивает до 76 мест, необходимых для формирования сенатского большинства. Прохождение правительственных законопроектов, таким образом, будет теперь зависеть от успеха переговоров между коалиционным правительством, лейбористской оппозицией, 9 сенаторами от австралийских демократов и 4 сенаторами, представляющими более мелкие партии и независимых. Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти. На практике, однако, основные рычаги власти находятся в исполнительной, а не законодательной ветви. Эффективность разносторонней деятельности правительства, осуществляемой органами исполнительной власти, обеспечивается в том числе и характерным для британского парламентаризма наличием в парламенте дисциплинированных фракций политических партий, которые служат связующим звеном между правительством и его политической базой в законодательном органе. "Заднескамеечники" партии большинства или партийной коалиции всегда являются прочной опорой правительства. Они неизменно отдают себе отчет в том, что были избраны в парламент исключительно благодаря своей партийной принадлежности и что их шансы на переизбрание целиком зависят от эффективности работы правительства. Вставая в оппозицию к правительству, представляющему их партию в парламенте, они рискуют добиться его отставки и проведения досрочных выборов. А без партийной поддержки шансы "заднескамеечников" на переизбрание очень невелики (впрочем, в 1990-е годы бывали случаи, когда члены парламента, не получив партийной поддержки, сумели победить на выборах и, вопреки воле своих бывших партийных соратников, получить места в парламенте). Так что выступать с критикой правительства куда безопаснее на съездах своей парламентской фракции, чем на заседаниях парламента (причем лейбористы всегда голосуют солидарно - в соответствии с решениями партийного большинства). В сенате, как и в палате представителей, члены фракций строго подчиняются партийной дисциплине - хотя изначально предполагалось, что сенаторы будут отражать интересы штатов, и хотя бывают ситуации, когда исход голосования никоим образом не отражается на судьбе правительства. Впрочем, было бы ошибкой считать парламент второстепенным компонентом государственной машины. Парламент остается формальным и символическим центром демократической системы и остается в фокусе пристального общественного внимания. Это арена, на которой проходят обкатку и получают известность национальные лидеры. Парламент предоставляет трибуну оппозиции, чей лидер получает такую же зарплату и такие же привилегии, как член правительства, и чей "теневой кабинет" занимается теми же вопросами, что и действующий кабинет. Ежедневно в рабочей повестке дня парламента выделяется время для рассмотрения так называемых "текущих вопросов", когда парламентарии заслушивают отчеты министров о работе возглавляемых ими ведомств. Хотя министры частенько уходят от острых тем, поднимаемых членами оппозиции, и занимаются скорее саморекламой, отвечая на наводящие вопросы однопартийцев-заднескамеечников, эти выступления становится хорошим поводом для политических дебатов. Кроме того, сенат, в силу его особой роли и возможностей в государственной системе, является эффективным фактором ограничения исполнительной власти. Правящей партии или коалиции трудно получить большинство в сенате. Баланс сил между проправительственными сенаторами и сенаторами от оппозиции обычно обеспечивают независимые члены сената или сенаторы, представляющие мелкие партии. И хотя отклонение сенатом того ли иного законопроекта не влечет за собой уход правительства в отставку, скорее может послужить для правительства поводом пригрозить сенату "двойным роспуском" с последующими досрочными выборами, возможности правительства в управлении страной существенно ограничиваются, если подобные поражения в сенате становятся регулярными. Поэтому, чтобы добиться прохождения законопроектов в сенате, правительство нередко вынуждено заключать компромиссные договоренности с сенаторами от мелких партий, а иногда и с оппозицией. В последние десятилетия повысилась также роль сената как инструмента контроля над исполнительной ветвью власти. Но и в сенате соображения политической целесообразности и партийная принадлежность остаются решающими факторами. Для осуществления своих предвыборных обещаний недавно избранное или уверенное в широкой общественной поддержке правительство может напрямую апеллировать к "мандату избирателей". Чаще, однако, достигаются компромиссы, когда правительство соглашается с предложениями оппозиции или мелких партий, не меняющими существа предложенного законопроекта. Самый деликатный момент во взаимоотношениях между правительством и сенатом связан с прерогативой сената выносить решение по предложенному правительством проекту бюджета, так как, не заручившись одобрением сената, правительство просто не может нормально функционировать. По конституции, сенату запрещено вносить поправки в законопроекты, касающиеся налогообложения или программ финансирования, но при этом он вправе отклонить такие законопроекты и тем самым вынудить палату представителей вносить в них поправки. До 1975 сенат ни разу не проваливал бюджетные законопроекты правительства. Но в 1975 либерально-национальная оппозиция, имевшая большинство в сенате, предприняла попытку отправить в отставку непопулярное лейбористское правительство. Поэтому оппозиция с сенате блокировала принятие бюджета. Правительство, однако, отказалось уйти в отставку, сославшись на британский опыт парламентаризма: в Англии правительство, имеющее поддержку в нижней палате, остается у власти. В результате возник конституционный кризис. Он был "разрешен" драматическим и противоречивым способом - беспрецедентным вмешательством номинального главы государства. Генерал-губернатор, вопреки традиционному положению о том, что он действует от имени кабинета министров, но по букве конституции, уволил премьера Уитлема и его лейбористское правительство. Назначив лидера оппозиции премьером переходного правительства, хотя это новое правительство имело в палате представителей поддержу меньшинства, генерал-губернатор объявил о досрочных выборах в обе палаты. На этих выборах новое правительство получило подавляющее большинство мест в обеих палатах. Однако дискуссии относительно законности тех или иных действий во время конституционного кризиса, в частности - действий генерал-губернатора в 1975, не стихают до сих пор.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АВСТРАЛИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.