АБДУЛ-АЗИЗ
АБДУЛ-АЗИЗ АБДУЛ-АЗИЗ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АБДУЛ-АЗИЗ

АБДУЛ-АЗИЗ

АБДУЛ-АЗИЗ
АБДУЛ-АЗИЗ (1830-1876), 32-й султан Османской империи и второй султан периода танзимата, реформ, начатых его братом султаном Абдул-Меджидом I и проводившихся министрами Али-пашой и Фуад-пашой. Абдул-Азиз, сын султана Махмуда II, стал преемником Абдул-Меджида I в 1861 и правил до 1876, когда был низложен конституционалистами. Реформы. В области управления старая феодальная система была заменена новой строго централизованной административно-территориальной системой, созданной по французскому образцу. Функции центральной исполнительной власти были постепенно переданы вновь учрежденным советам, которые из простых консультативных органов превратились в министерства современного типа. В области права "люди танзимата", как называли реформаторов, стремились гарантировать личную безопасность, уважительное отношение и неприкосновенность граждан независимо от их расовой и религиозной принадлежности, а также имущественного положения. Старая общинная система осталась в неприкосновенности, но немусульманские члены общины ("райя") получили равные права с мусульманами, а старейшин и других местных правителей, пользовавшихся неограниченной и порой деспотичной властью, заменили выборными советами. Вводились новые гражданские кодексы, составленные по образцу европейских, хотя и сохранившие многие элементы старого исламского права, на чем настоял Ахмед Джевдет-паша, возглавлявший судебную комиссию и являвшийся близким другом Абдул-Азиза. Была введена регулярная система воинского призыва, и поскольку подданные-немусульмане получили равные юридические права, они стали призываться в османскую армию наряду с мусульманами. Однако из-за сопротивления военных и чиновников, пользовавшихся изъянами старой системы для разного рода злоупотреблений, реформы оказались половинчатыми. Сыграла свою роль и общая оппозиция мусульман новым привилегиям, предоставленным немусульманам, так как большинство из них были навязаны Абдул-Азизу и его правительству европейскими державами. При этом немусульманские меньшинства, с энтузиазмом воспринявшие юридическое равенство, пытались сохранить привилегии, полученные ими в компенсацию за ограничение своих прав, например освобождение от воинской службы. Оппозицию поддерживали европейские державы, каждая из которых использовала свое влияние, чтобы расширить особые привилегии меньшинств и тем самым укрепить собственные позиции в империи. Действовавшая через своего посла Стратфорда Радклифа Великобритания, а также Франция, как правило, стремились защитить территориальную целостность Османской империи, навязывая Абдул-Азизу новые реформы, в то время как Австрия, Россия и Пруссия пытались развалить Империю и воспрепятствовать проведению реформ. В оппозиции танзимату находились также представители нового слоя интеллигенции, "новые османы", во главе которых стояли писатели Зия-паша и Намик Кемаль. Новые османы требовали проведения демократических социальных реформ, модернизации системы управления и армии, введения конституционных ограничений на все еще сохранявшуюся автократическую власть султана и правящего класса. Сам по себе Абдул-Азиз был человеком слабым, готовым принимать реформы, пока он находился под влиянием сильных министров - Али-паши и Фуад-паши. Он стал первым османским султаном, ставшим относительно доступным для своих подданных, и даже присутствовал на светских приемах, которые устраивали европейцы, проживавшие в Стамбуле. В 1867 Абдул-Азиз первым из османских правителей совершил турне по Европе. Упадок государственной власти и свержение султана. После смерти Али-паши в 1871 вокруг Абдул-Азиза собрались менее способные министры, главным из которых был великий визирь Махмуд Недим-паша. Махмуд Недим переориентировал внешнюю политику страны с Англии и Франции на Россию, чей посол в Стамбуле Н.П.Игнатьев приобрел значительное влияние на султана. В области внутренней политики многие из реформ танзимата были приостановлены или игнорировались, государственная власть погрязла в кумовстве и взяточничестве, а расточительные расходы покрывались за счет полученных под разорительные проценты иностранных займов. Финансовая политика Махмуда Недима привела в 1875 к фактическому банкротству страны. В этот же период османы потерпели поражение от своих бывших балканских подданных в балканских войнах 1875-1876. После этого конституционное движение во главе с Мидхат-пашой и Хусейном Авни-пашой свергло Абдул-Азиза с престола и провозгласило Конституцию, ссылаясь на то, что причиной внутренних и внешних бедствий для страны был неограниченный абсолютизм Абдул-Азиза и правящей верхушки. Абдул-Азиз недолгое время прожил в Стамбуле при своем преемнике Мураде V, но 4 июня 1876 был найден мертвым с перерезанными венами. Вопрос о том, совершил ли он самоубийство или был убит Мидхат-пашой и его сторонниками, остается без ответа.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АБДУЛ-АЗИЗ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.