АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО К статье АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА Азербайджанская литература во всех своих формах - фольклор, классическая исламская поэзия, современная литература - представляет собой выдающийся пример творчества тюркских народов. Такие древние эпосы, как Китаби Деде Коркуд (11 в.), а также поэзия более позднего периода, представленная, в частности, Гянджеви Низами (ок. 1141-1209) и Мухаммедом Физули (1494-1556), являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Отличительной чертой азербайджанской литературы является устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов) - традиция, сохранившаяся до настоящего времени. Письменная азербайджанская литература возникла в течение одного поколения после окончательного включения страны в состав России (1813-1828). Символом ее становления стал один из самых выдающихся азербайджанских писателей Мирза Фатали Ахундов (1812-1878). Для азербайджанской культуры 19 в. было характерно распространение идей просветительства, образования и реализма. В конце концов это привело к формированию литературного языка, в основу которого был положен разговорный азербайджанский язык, который вытеснил персидский в качестве письменного языка. Ахундов стал родоначальником азербайджанской драмы, которая в дальнейшем получила развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854-1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870-1933). Первую азербайджанскую газету "Экинчи" ("Пахарь") начал выпускать в 1875 Гасанбек Зардаби (1837-1907). После закрытия в 1877 российскими властями газеты "Экинчи" выходили малотиражные журналы "Зия" ("Заря", 1879-1881), "Зия и Кавкасия" ("Заря Кавказа", 1881-1884) и литературный журнал "Кешкюль" (1884-1891). После закрытия "Кешкюля" издания на азербайджанском языке не выходили вплоть до революции 1905 в России. Последовавшее ослабление государственного контроля сделало Баку ведущим центром мусульманской журналистики в Российской империи. Между 1905 и 1917 в разное время выходило 63 газеты и периодических издания, среди них газеты "Хаят" ("Жизнь") и "Иршад" ("Путеводитель"), литературный журнал "Фуюзат" ("Благо") и популярный сатирический журнал "Молла Насреддин". Надежды периода национального подъема нашли свое воплощение в поэзии Алекпера Сабира (1862-1911). Среди видных писателей этого периода следует отметить Джалила Мамедкулизаде (1866-1932), драматурга Гусейна Джавида (1884-1941) и поэта Маммеда Хади (1879-1902). Литературное возрождение, начавшееся после 1905, выдвинуло задачу дальнейшего очищения языка, на этот раз от османского влияния. Это движение возникло одновременно с пантюркизмом, проповедовавшим объединение всех тюркских народов. Трибуном пантюркизма был Алибек Гусейнзаде. В советский период, по мере сокращения неграмотности, возрастали численность читающей публики, роль литературы и партийного контроля над нею. В 1930-х годах Союз писателей Азербайджана стал одним из объектов грандиозных чисток. Жертвами этих чисток были такие ведущие литераторы, как Гусейн Джавид, Салман Мумтаз, Курбан Мусаев, Таки Шахбази, Али Назим и Микаил Мушфик. Нормой творчества стал социалистический реализм. Политический конформизм привел к общему снижению художественного уровня литературы, хотя в это время продолжали творить такие талантливые писатели, как Самед Вургун (1906-1956), Джафар Джабарлы (1899-1934) и Ильяс Эфендиев (р. 1914). После 1945 возросла роль нового литературного направления, развивавшего тему единства советского и иранского Азербайджана. Его наиболее заметными представителями были писатели Маммед Ордубады (1872-1950) и Мирза Ибрагимов (р. 1911), а также поэты Сулейман Рустам (1906-1989) и Бахтияр Вагабзаде (р. 1925). Основной ежедневной газетой стал "Бакинский рабочий", выходивший на русском языке, - печатный орган Коммунистической партии Азербайджана. Из литературных журналов на азербайджанском языке самым читаемым был "Адабият ве инджесенет" ("Литература и искусство"). С приходом гласности вырвалась на свободу подавлявшаяся интеллектуальная, художественная и политическая энергия азербайджанцев, а для изданий на азербайджанском языке начался новый период расцвета. В конце 1980-х годов резко возросло количество издававшихся газет, но большинство из них просуществовало недолго. Наиболее известными среди них были "Азедлык" ("Свобода") - печатный орган Народного фронта, "Истиглал" ("Независимость") - печатный орган Социал-демократической партии, "Азербайджан", "Новруз" ("Новый день"), "Отлар юрду" ("Огненная земля") и "Элм" ("Знание"). Книгоиздательское дело столкнулось с финансовыми трудностями.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АЗЕРБАЙДЖАН: КУЛЬТУРА - В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.