АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ
АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ
АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ К статье АЗЕРБАЙДЖАН В начале I тысячелетия до н.э. на территории Азербайджана сформировались первые государства - Мана и Мидия. В 7 в. до н.э. Мидия попала под влияние Персии и при персидском правителе Атропате называлась Мидией Атропатеной или просто Атропатеной. Согласно одной из версий, современное название Азербайджан берет начало именно от этого названия. Согласно другой версии, наименование страны связано с персидским словом "азер" - огонь, а Азербайджан можно перевести как "Земля огней (огнепоклонников)". Позже территория страны входила в состав племенного объединения Кавказская Албания, существовавшего до 4 в. н.э. С 387 н.э. до середины 7 в. Кавказская Албания находилась под властью сасанидского Ирана, а позже Арабского халифата. Арабы активно насаждали ислам, что привело к синтезу персидской светской и арабской религиозной культур. В 8-11 вв. усиливается влияние кочевых тюркских племен, смешивающихся с местным населением и оказывающих воздействие на язык, культуру и политику государства. Персидский язык коренного населения постепенно был вытеснен тюркским диалектом, из которого со временем сформировался самостоятельный азербайджанский язык. Процесс тюркизации был долгим и сложным; он включал несколько волн кочевников из Центральной Азии. После завоевания монголами в 13 в. Азербайджан вошел в состав государства Хулагу-хана и его преемников ильханов. В 15 в., после нашествия войск Тимура, он перешел под власть туркмен, которые основали два соперничавших государства - Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Одновременно существовало азербайджанское государство Ширваншахов. В конце 15 в. Азербайджан стал оплотом местной династии Сефевидов, которая путем завоеваний и энергичной политики централизации создала новое обширное персидское государство от Сырдарьи до Евфрата. Шах Исмаил I (годы правления 1502-1524), столицей которого был Тебриз, объявил шиизм государственной религией страны, что окончательно отдалило азербайджанцев от тюрок-сельджуков. При Сефевидах Азербайджан часто становился полем сражений в войнах между шиитской Персией и суннитской Турцией. Из-за угрозы османских вторжений столица Сефевидов была перенесена из Тебриза в Казвин, а позже в Исфахан. Азербайджан, будучи стратегически важной провинцией, управлялся губернатором, который обычно совмещал эту должность с высшим воинским званием сепахсалара. Правление Сефевидов продолжалось до 1722; при этом государство постепенно теряло азербайджанский и приобретало персидский характер. В 1723 Турция захватила большую часть Азербайджана. После убийства в 1747 персидского правителя Надир-шаха государство распалось. К северу от р.Аракс появилось ок. 15 самостоятельных ханств, в том числе Карабахское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Гянджинское, Кубинское, Нахичеванское, Дербентское и Талышское. Период существования ханств (вторая половина 18 в.) отмечен соперничеством Турции и Персии, политической раздробленностью и междоусобицами, облегчившим российское проникновение в Закавказье. Излюбленным средством расширения российского влияния было заключение договоров, по которым местные правители становились вассалами России. Вызов этому процессу был брошен Персией, усилившейся при шахской династии Каджаров. Результатом стали две русско-персидские войны: 1804-1813 и 1826-1828. Первая окончилась Гюлистанским миром (1813), по которому к России отошли Карабахское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Кубинское, Дербентское, Бакинское и Талышское ханства, а также Западная Грузия (Имеретия и Абхазия) и Дагестан. Вторая война, в которой Россия также одержала победу, завершилась Туркманчайским миром (1828), по которому к России отошли два крупных ханства: Нахичеванское и Эриванское. Туркманчайский мир завершил раздел Азербайджана по р.Аракс. Революция 1905 в России пробудила политическую жизнь Азербайджана, сопровождавшуюся появлением политических организаций и свободной прессы. Из политических организаций, возникших после революции 1905, дольше всех просуществовала и имела больше всего приверженцев партия "Мусават". Основанная нелегально в 1911, она быстро увеличила свою численность после свержения царизма в России в 1917. Важнейшими составляющими мусаватистской идеологии были светский национализм и федерализм (азербайджанская автономия в рамках более крупного государства). Правая и левая фракции партии расходились по ряду вопросов, в частности по земельной реформе. Лидером партии был склонявшийся к левым М.Э.Расулзаде. См. также: АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ - А. ПЕРВАЯ НЕЗАВИСИМАЯ РЕСПУБЛИКА АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ - Б. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ - В. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ - Г. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

АЗЕРБАЙДЖАН: ИСТОРИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.