Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј
Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј
 логин:   
 пароль:  –егистраци€ 

ћ≈Ќё
   ѕолна€ попул€рна€ библейска€ энциклопеди€
јрхитектурный словарь
Ѕизнес словарь
Ѕиографический словарь
—ловарь ƒжинсы
Ћогический словарь
ћедицинский словарь
ћорской словарь
–елигиозный словарь
—ексологический словарь
—ловарь имен
—ловарь мер
—ловарь нумизмата
—ловарь по психологии
—ловарь символов
‘инансовый словарь
Ётнографический словарь
Ѕольшой Ёнциклопедический словарь
Ѕольшой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по ƒревней √реции, –иму и мифологии
јббревиатуры
Ѕиографический словарь ‘ранции
Ќовейший философский словарь
—ловарь наркотического сленга
—ловарь русских личных имен
—ловарь русских синонимов
—ловарь русских технических сокращений
—ловарь строител€
—ловарь церковных терминов
—ловарь эпитетов
‘.ј. Ѕрокгауз, ».ј. ≈фрон. Ёнциклопедический словарь
‘инансовый энциклопедический словарь
Ёнциклопеди€  ольера
Ётимологический русско€зычный словарь ‘асмера
Ётимологический словарь  рылова



√лавна€ > Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј

Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј

Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј
Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј   статье Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј ¬еликобритани€ и кельтский по€с. ѕомимо баллад, изученных ‘.„айлдом и его учениками, Ѕританские острова богаты другими типами музыкального фольклора, которые выполн€ют функции танцевальной и развлекательной музыки, исторических повествований и причитаний.  ельтска€ народна€ музыка особенно интересна своим отличием от английской, с которой она близко соседствует, а также св€зью с древними и почти вышедшими из употреблени€ €зыками. —в€зи с ирландской музыкой прослеживаютс€ в таких неизведанных област€х, как, например, музыка североафриканских берберов. Ўотландска€ музыка продолжительное врем€ взаимодействовала и с классической профессиональной музыкой и с народной музыкой соседних народов. ƒл€ шотландского национального инструмента - волынки шотландских горцев - помимо народной, имеетс€ сво€ классическа€ музыка, помимо народной, благодар€ которой она и стала известна. ќднако наибольшую попул€рность получила исполн€ема€ шотландскими волынщиками музыка движени€, включа€ танцевальные жанры (хорнпайп, рил, жига, а также стретспей) и военные марши в исполнении различных духовых оркестров. Ѕольшинство волынщиков-кельтов - непрофессиональные музыканты, однако среди кельтов наметилс€ рост музыкальной специализации и по€вл€етс€ все больше профессиональных музыкантов, делающих записи и выступающих с концертами. ѕомимо инструментальной музыки, в Ўотландии распространены и различные жанры вокальной народной музыки, тесно св€занной с €зыком северной и северо-западной областей страны. ∆ив€ небольшими общинами, в которых зачастую не было музыкантов, чтобы играть на местных танцах, гаэльские певцы изобрели "инструментальное" пение дл€ аккомпанемента танцам. –аспространены также трудовые песни. √аэльские т.н. вал€льные песни исполн€ютс€ в процессе обработки шерсти (ее толкут в длинных дерев€нных лотках), часто группами женщин по 12-16 человек. Ёти песни с четким ритмом и неизмен€емым мотивом обычно посв€щены местным событи€м, истори€м из жизни; запевает песню солистка, которой отвечает хор остальных работниц. »рландска€ музыка св€зана с €зыком и танцем так же, как и шотландска€, но в ней меньше чувствуетс€ различие между фольклором и попул€рной музыкой. ¬ »рландии используетс€ множество народных инструментов: местные виды волынок, дерев€нных флейт, скрипок и свистков, а также ирландский бубен (бодран). Ќародные музыканты в »рландии часто выступают на неформальных собрани€х (т.н. сешнс), которые выполн€ют функции общественных центров. “акие собрани€ народных флейтистов, волынщиков, исполнителей на свистульках и банджо имеют собственные этикет и иерархию, и каждый музыкант выполн€ет одновременно социальную и музыкальную роли. —таринна€ форма ирландской повествовательной песни - "сеан-нос". Ёти песни поют на ирландском €зыке в традиционной манере, восход€щей к началу 18 в. ѕублика активно участвует в исполнении сеан-нос, реагиру€ стандартными шутками, репликами и криками. ѕевцы могут подчеркнуть отдельные слова песни посредством мелодии или разыграть вдвоем музыкальную интермедию. ћелодии песен обильно украшаютс€ мелизмами или сложными ритмическими фигурами. »рландские волынщики, прозванные "корол€ми народной музыки", играют на особом, национальном виде инструмента. ќт западноевропейских волынок они отличаютс€ тем, что воздух в трубки нагнетаетс€ мехами, а не вдуваетс€ самим исполнителем, к тому же бурдонные трубки (называемые регул€торами) настроены на аккордовые звуки, что увеличивает гармонические возможности инструмента. Ќа ирландских волынках, как и на волынках шотландских горцев, часто играют во врем€ народных гул€ний, хот€ выразительные возможности этого инструмента гораздо шире, что про€вл€етс€ при исполнении медленных мелодий и причитаний. Ќемалую роль в ирландской музыке играет арфа, €вл€юща€с€ национальным инструментом и геральдической эмблемой. √ермани€. ƒл€ этой страны характерны два типа народной музыки: вокальна€ и танцевальна€. Ѕольшие, хорошо организованные мужские хоры поют при большом стечении народа, на различных общественных празднествах по всей √ермании. ћужские хоры участвуют в коллективном музицировании в селах (а иногда и в городах), в региональных и национальных хоровых конкурсах. ќбъединени€ меньшего масштаба - хоры в составе от 8 до 10 человек - летом пели на улицах городков, а зимой в помещении. ќбширный репертуар таких ансамблей включал духовные песнопени€, попул€рные песни, традиционные народные песни, вокальную танцевальную музыку и романсы. ѕодобные хоры все реже встречаютс€ в √ермании, но по-прежнему распространено совместное пение в пивных, ресторанчиках и церквах. “анцевальные жанры - сердцевина народной музыки √ермании. ѕомимо разнообразных танцев зарубежного происхождени€, попул€рных у немецких народных музыкантов и их аудитории, бытует и много национальных танцев. ¬ ёжной √ермании попул€рна коротка€ песн€, называема€ шнадерхюпферль (Schnaderhpferl). “акие песни побуждают публику начать танцы, воодушевл€ют музыкантов и танцоров. »х задорные, насмешливые тексты, состо€щие из четырех строк, €вл€ютс€ импровизацией на какую-либо актуальную тему, от любви до политики. —жатость формы дает певцу возможность выражать мысли в заостренной манере, импровизировать и сочин€ть новые песни на основе существующих мелодических и ритмических моделей. „асто эти песни исполн€ютс€ на диалекте данной местности. ¬ли€ние их, в частности, испытал лендлер - куплетный народный танец, широко распространившийс€ по ≈вропе. Ћендлер - предшественник вальса - медленный, величавый танец в размере 3/4, основанный на кружении пар. ≈го танцевали не только кресть€не и рабочие в сельской местности, но также представители буржуазии и двор€нства в городах. ¬осточна€ ≈вропа. —охран€€ традиции эпического пени€, народные музыканты юго-восточной ≈вропы до сих пор исполн€ют повествовательные песни. јнглийский ученый ћилман ѕарри исследовал эпику этого региона, св€зав сегодн€шнюю практику народного музицировани€ с предполагаемой манерой исполнени€ эпических текстов в ƒревней √реции - »лиады и ќдиссеи √омера. ¬ эпических песн€х сочетаетс€ повествование о героических де€ни€х прошлого с рассказом о недавних битвах и войнах, о повседневных местных событи€х (выборы, свадьбы, похороны). Ќа Ѕалканах и на территории бывшей ёгославии эпические песни могут содержать от 12 до 15 тыс€ч строк, иногда дл€ их исполнени€ требуетс€ несколько дней. ќбычно они поютс€ под аккомпанемент гусле - музыкального инструмента южных слав€н, родственного старинной скрипке. ѕомимо эпических песен, юго-восточна€ ≈вропа €вл€етс€ родиной богатых инструментальных традиций. ’от€ Ѕарток и  одай, исследу€ музыкальный фольклор этого региона, не занимались инструментальной музыкой, последующие исследовани€ вы€вили тесную св€зь между структурой вокальных и инструментальных произведений. Ёта св€зь свидетельствует о том, что и инструментальна€ музыка определенным образом зависит от €зыка. ќна выполн€ет в этом регионе множество функций, включа€ чисто танцевальную, церемониальную, военную и праздничную музыку. ѕопул€рна€ у южных слав€н разновидность волынки - гайда - используетс€ и в ансамбл€х с барабаном, скрипками, кларнетами и различными ударными инструментами. ƒл€ танцевальной музыки этого региона характерно необычайное изобилие метров (ритмических форм, определ€ющих членение мелодии и аккомпанемента). ¬ отличие от западноевропейской народной музыки, котора€ основываетс€ на небольшом числе симметричных метров (2/4, 3/4, 4/4), восточноевропейский фольклор часто использует быстрое чередование двух основных метров, главным образом 3/4 и 4/4, а также множество асимметричных метров и тактовых размеров. —траны —редиземноморь€. ёжные регионы ≈вропы раздел€ют т€готение западноевропейской музыки к гармони€м, опирающимс€ на церковные лады, и к регул€рной, симметричной ритмике. ќднако на характер народной музыки этих регионов длительное вли€ние оказывали переселенцы из —еверной јфрики и —реднего ¬остока, по€вившиес€ здесь в раннем —редневековье. »спанское фламенко демонстрирует черты многочисленных культурных традиций, сто€вших у его истоков, - индо-пакистанских, мусульманских, еврейских и греческих. ¬озможно, благодар€ усиленной иммиграции евреев, мусульман и цыган в »спанию во времена испанской инквизиции и возникло фламенко, когда народные музыканты бежали из городских церковных центров в горы, где возник новый синкретический стиль (по-арабски "феламенгу" - "кресть€нин-беженец" - слово, от которого, возможно, произошел термин "фламенко"). ‘ламенко включает пение (канте), танец (байле), сольную гитарную музыку (тока), ритм (халео) и речитацию. ƒл€ надлежащего исполнени€ необходимо, чтобы каждый элемент служил частью единого целого. ‘ламенко переживает сегодн€ возрождение, особенно среди испано€зычного населени€ јмерики. ќно приобрело особую привлекательность, вобрав в себ€ новые виды музыкальных и танцевальных форм - от балета и современного танца до джаза. ћузыкальна€ сторона тоже изменилась. Ќа прот€жении столетий дл€ танца требовались только гитара и певцы, теперь же допустимо любое музыкальное сопровождение. ƒруга€ городска€ танцевальна€ форма - греческа€ рембетика - по€вилась в 1920-х годах в ѕирее. ѕереселенцы из распавшейс€ ќсманской империи принесли в √рецию музыкальные формы, тексты и инструменты ¬остока. ƒва основных танца стил€ "рембетика" - это зебекикос и хасапикос. јккомпанирующий танцам ансамбль чаще всего состо€л из гитары, бузуки и баглама (4-6-струнного инструмента типа индийской танпуры). –осси€. ¬ русской народной музыке сильны восточные вли€ни€. ƒаже на севере (например, в Ќовгороде) наход€т следы пребывани€ купцов из ѕерсии и јрмении, и музыка этих и других восточных стран обогатила русский музыкальный фольклор и послужила источником вдохновени€ дл€ некоторых композиторов 19 в. ќтмечают также черты сходства между русскими и италь€нскими мелоди€ми, и, наконец, нельз€ недооценивать св€зи с немецкими и венгерскими традици€ми. —реди ученых существовали различные мнени€ по вопросу о том, гомофонна или полифонична по своей природе русска€ народна€ песн€.  омпозитор ј.Ќ.—еров (1820-1871), одним из первых применивший научный подход к изучению музыкального фольклора, утверждал, что лады русских песен тождественны греческим. ѕ.ѕ.—окальский в книге –усска€ народна€ музыка, великорусска€ и малорусска€, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличи€ ее от основ современной гармонической музыки (1888) раздел€ет мнение —ерова о гомофонной (т.е. основанной на мелодии с сопровождением) природе русской народной музыки. —окальский утверждал, что лады непосредственно привнесены в русскую народную песню из древнегреческой музыки теми византийскими св€щенниками, которые проникли в –оссию в период ее христианизации в 11 в. ¬ противоположность —ерову и —окальскому видные теоретики и собиратели русских песен ё.Ќ.ћельгунов и Ќ.≈.ѕальчиков пришли к выводу, что русские песни полифоничны (основаны на одновременном ведении двух или более мелодических голосов) и что гармони€ - интегрирующее начало их структуры. —овременна€ школа русской музыкальной фольклористики следует теории ћельгунова - ѕальчикова о полифонической природе русской народной песни. —реди трудов по этой проблеме - ќсобенности народно-русской музыкальной системы (1923) ј.ƒ. астальского. ѕервый сборник русских народных песен был опубликован в 1776 (второе издание в 1782) ¬.‘.“рутовским - музыкантом, служившим при дворе ≈катерины ¬еликой "камер-гуслистом". ≈го публикаци€, вышедша€ четырьм€ выпусками, содержит 60 песен и озаглавлена —обрание русских простых песен с нотами. ѕодлинные мелодии были снабжены фигурированным басом. ¬ 1790 обрусевший чех »ван ѕрач издал большое собрание, включающее 100 песен, которое до сих пор остаетс€ одним из важных печатных первоисточников. »нтересно, что русские темы из посв€щенных ј. .–азумовскому квартетов Ѕетховена вз€ты из сборника ѕрача. ѕереиздава€ этот сборник в 1896, Ќ.≈.ѕальчиков указал, что опубликованные ѕрачем песни были собраны дл€ него Ќ.ј.Ћьвовым, русским помещиком и любителем музыки, в окружении которого было много певцов-дилетантов, представителей его класса. ¬ 19 в. вышло из печати множество сборников русских народных песен. — художественной точки зрени€, песни гармонизованные Ѕалакиревым, –имским- орсаковым, „айковским и Ћ€довым, представл€ют несомненную ценность, но дл€ научного исследовани€ русских ладов и ритмов фундаментальными источниками €вл€ютс€ сборники ћельгунова (в 2 выпусках, 1879 и 1885) и ѕальчикова (1888). ћузыканты того времени сурово критиковали ћельгунова за игнорирование установленных правил гармонии. ќднако именно это неподчинение правилам и верность подлинной гармонии хорового кресть€нского пени€ делает сборники ћельгунова и (позднее) ѕальчикова столь ценными. ≈сли “рутовский и ѕрач сглаживали шероховатости подлинной русской песни, то ћельгунов и ѕальчиков представили русские кресть€нские песни такими, как они есть, без приукрашивани€. ¬ 20 в. музыкальный фольклор стал рассматриватьс€ советской музыкальной теорией как один из важнейших источников композиторского творчества. ќдним из самых значительных советских теоретиков был Ѕ.¬.јсафьев (1884-1949). »з представителей старшего поколени€ следует назвать ћ.ћ.»пполитова-»ванова, ученика –имского- орсакова, директора ћосковской консерватории с 1905.  ак композитор и педагог он удел€л много внимани€ народной музыке, особенно грузинской и арм€нской. —реди его многочисленных учеников был –.ћ.√лиэр (1873-1956), преподававший композицию в ћосковской консерватории. √лиэр использовал в своем творчестве фольклорные источники, в том числе азербайджанские. ќдним из вли€тельных русских композиторов первой половины 20 в. был Ќ.я.ћ€сковский (1881-1950), ученик √лиэра. ≈го можно отнести к числу наиболее значительных симфонистов 20 в. »спытав в юности интерес к модернистскому направлению в творчестве своих современников, он выработал свой стиль в традици€х –имского- орсакова и „айковского, обогащенный индивидуальной трактовкой народной музыки. ¬ыдающийс€ представитель русского авангарда композитор ».‘.—травинский посто€нно черпал из источника русской народной музыки, даже после того, как покинул родину. ≈го балеты ∆ар-птица и ѕетрушка многим об€заны миру русского фольклора. ќбзор русской музыки 19-20 вв. показывает, что в –оссии сформировалс€ национальный художественный стиль, сочетающий опору на народную музыку с претворением европейских традиций. Ќародна€ музыка —еверной јмерики. ¬ —еверную јмерику из ≈вропы проникали английские и шотландские баллады. »х св€зь с музыкальным жанром, распространенным в јппалачах, обнаружил —есил ƒжеймс Ўарп (1859-1924), один из основателей научного подхода к изучению народной песни как в ¬еликобритании, так и в —Ўј. ќн родилс€ в Ћондоне, занималс€ юридической де€тельностью в јвстралии, а в 1892 вернулс€ в јнглию и стал учителем музыки. — 1903 Ўарп систематически собирал песни и танцы по всей јнглии. ¬ 1916-1918 он вместе со своей помощницей ћод  арпелес провел около года в южных јппалачах, собрав коллекцию англо-американского фольклорного материала.   1924 Ўарп лично сделал нотную запись ок. 5000 традиционных напевов по обеим сторонам јтлантики. ¬ период фольклорного возрождени€ в —Ўј в 1960-х годах такие народные певцы, как ƒжин –ичи, завоевали национальную и международную известность своими запис€ми песен и исполнением их на фольклорных фестивал€х. –ичи, родивша€с€ вблизи ¬айпера (шт.  ентукки) в 1922, была собирательницей народных песен и композитором, а также певицей. ≈е старша€ сестра Ёдна пела баллады —.Ўарпу во врем€ его приезда в 1916. ¬ ходе фольклорных экспедиций и изысканий в 1940-1950-х годах –ичи накопила огромный репертуар, и к началу фольклорного возрождени€ в 1960-х годах она была признана одной из выдающихс€ аутентичных исполнительниц народных баллад. Ќародный скрипичный стиль, характерный дл€ »рландии и Ўотландии, стал основой одной из самых попул€рных форм современной американской народной музыки - блюграсса, формы струнной, ансамблевой и вокальной музыки, тесно св€занной с южной фольклорной традицией. Ѕлюграсс возник в рамках музыки кантри в конце 1930-х годов - в самый подход€щий момент дл€ про€влени€ к нему общественного интереса. —очетание радио и звукозаписывающей техники способствовало росту попул€рности этого стил€, достигшей уровн€, до которого народна€ музыка никогда раньше не поднималась. Ќазвание стилю дал его основоположник Ѕилл ћонро, выступавший с ансамблем "Ѕлюграсс бойз". ѕередвижные дорожные шоу сделали музыку восточного  ентукки известной в главных городских центрах. Ѕлюграсс, мало изменившийс€ за 60 лет своего существовани€, опираетс€ на звучание мандолины, гитары, 5-струнного банджо, скрипки и баса, а также на полнозвучные гармонии вокала, напоминающие протестантские песнопени€. ¬озрождение блюграсса и проведение фестивалей этой музыки еще более способствовали расширению слушательской аудитории. ¬ 1990-х годах ансамбли, работающие в этом стиле, можно было встретить по всему миру. ¬ли€ни€ африканской музыки на североамериканский фольклор разнообразны: создавались новые жанры типа блюзовых трудовых песен и госпел, мощное вли€ние оказали инструменты, привезенные невольниками из јфрики. ћузыканты европейских этнических меньшинств использовали африканские элементы, обогаща€ собственный музыкальный стиль Ѕлюз - главное досто€ние американской народной музыки - ведет свое происхождение от трудовых песен и негрит€нских спиричуэлов сельских районов американского ёга конца 19 в. ƒл€ него характерны 12-тактовое строение и грустные тексты. ќсновной инструмент сопровождени€ - гитара, встречаютс€ также гармоника и фортепиано. Ѕлюзовый гитарный и вокальный стиль сыграл существенную роль в развитии джаза, рока и попул€рной музыки вообще.


ƒобро пожаловать!
Ѕольша€ Ѕиблиотека
приветствует ¬ас!

Ќј–ќƒЌјя ћ”«џ ј: ќ“ƒ≈Ћ№Ќџ≈ “–јƒ»÷»» ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ‘ќЋ№ Ћќ–ј



 

 ѕоиск по порталу:
 

© ЅќЋ№Ўјя Ѕ»ЅЋ»ќ“≈ ј 2008 г.