МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА К статье МЬЯНМА Образ жизни. Примерно 3/4 населения страны живет в типичных деревенских хижинах, возводимых обычно на низких сваях. Постройки имеют стены из бамбуковых щитов, соломенную крышу и дощатый пол. Они часто электрифицированы, но водопровод в жилых строениях отсутствует. Повседневная жизнь протекает в рамках большой семьи. Старшее поколение, братья и сестры родителей, а иногда двоюродные родственники и их дети нередко входят в единую прочную ячейку, которая связана общностью крова и питания, заботятся о малолетних и совместно несут другие домашние обязанности. Члены большой семьи могут, захватив спальные принадлежности, посетить своих близких в городе, зная, что их не спросят, сколь долго они намерены оставаться. Браки устраиваются по договоренности между родителями молодых, чьи желания, как правило, принимаются во внимание. Вступление в брак и развод требуют лишь простого заявления в присутствии старших членов семьи. Женщины сохраняют девичью фамилию после замужества. Дети не наследуют отцовской фамилии, но взамен обычно получают две: первую по дню недели, когда ребенок родился, и вторую по тем качествам, которые родители хотели бы в нем видеть в будущем. Основную пищу составляет рис, карри из овощей и рыбная паста (нгапи). Обыкновенно едят дважды в день. В рацион в изобилии входят свежие фрукты. Национальная одежда, которая в ходу даже у европеизированных горожан, - красочный лоунджи (саронг). В комплекте с ним женщины носят кофточку, под которой находится плотный лиф. Мужчины предпочитают рубашку без ворота и короткую куртку. Мужской головной убор, называемый чаунбан, представляет собой сплетенный из бамбуковых полос каркас, повязанный поверх шелковой косынкой. Каждодневной обувью служат сандалии, которые обязательно снимают при входе в жилое помещение. Религия. Буддизма придерживаются 85% всего населения. Идеи буддизма нашли отражение в разработанной после 1962 официальной государственной доктрине "Бирманский путь к социализму". Однако свобода вероисповедания формально гарантирована конституцией 1974. Господствует тхеравада (хинаяна) - направление буддизма, которое распространено также в Таиланде, Камбодже и Шри-Ланке и характеризуется отсутствием строгой организационной структуры и иерархичности. Деревни располагают собственными монастырями, где каждый мальчик проводит некоторое время, изучая основы религиозного мировоззрения и язык пали. В сравнительно крупных городах действуют по несколько монастырей с большим числом монахов; например, в Мандалае их насчитывается ок. 20 тыс. Близ монастырей строят пагоды, которые следует считать не храмовыми объектами, а шпилями солидных каменных сооружений, часто окруженных небольшими изображениями Будды и разных духов. Крупнейшая в мире буддийская пагода - рангунская Шве-Дагон, высотой 100 м и длиной по периметру у основания 433 м. Шве-Дагон покрыта преимущественно золотыми пластинами и увенчана сделанным из золота шаром, диаметром 25 см, с инкрустациями из драгоценных камней. Шар как будто дрожит на солнце, между там как языки колокольчиков, подвешенных к его вершине, раскачиваются от ветра, и в воздухе раздается тихая нежная музыка. Всего там висит 100 золотых и 1400 серебряных колокольчиков. Стрелка шпиля пагоды сплошь покрыта алмазами, рубинами и изумрудами, число которых превышает 4600. Снизу эти драгоценные камни не видны. В самом храме с каждым поколением набожных бирманцев возводятся новые алтари, колонны и добавляются фигуры. Социальное обеспечение и здравоохранение. Социальное обеспечение в стране искони базируется на двух институтах: большой родне и деревенской общине. Родня принимает на себя заботу о старых, немощных, увечных и больных членах семьи. Если же она сама не в состоянии это сделать, то на помощь приходит община. На поддержку могут рассчитывать даже лица, вернувшиеся в родное селение после долгих лет отсутствия. За время независимости был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение распространения малярии, проказы, туберкулеза и венерических заболеваний. Однако государственные проекты развития здравоохранения не затрагивают ряд важных проблем, прежде всего связанных с распространением СПИДа. Почти половина всех детей младшего школьного возраста страдает от недоедания. Наблюдается рост паразитарных болезней. Хотя в отдельных сферах здравоохранения достигнуты определенные успехи, численность персонала и материальная оснащенность медицинских учреждений остается недостаточной. В 1995 в стране один врач приходился на 12 500 человек. В больницах ощущается острая нехватка оборудования, лекарств и прочих средств, необходимых для лечения больных. Система образования. Издавна обучением детей занимались буддийские монахи в монастырях. В колониальный период возникли государственные школы. После военного переворота 1962 в стране отказались от английских методов обучения, даже на университетском уровне. В 1966 вся сеть образовательных учреждений была взята под государственный контроль. С 1975 посещение школ стало обязательным для детей в возрасте от 5 до 9 лет. Однако обследование, проведенное в 1995 Детским фондом ООН, показало, что 39% детей школьного возраста не посещает школы и лишь 25% детей действительно получают начальное образование. Пришедшие к власти в 1988 военные круги предприняли ряд шагов по реформированию системы высшего образования. Помимо двух университетов, существовавших тогда в стране - в столице и в Мандалае, 33 провинциальных двухгодичных колледжа были переведены в категорию полноценных университетов или технических институтов. Кроме того, были основаны еще 12 университетов на базе учебных заведений, находившихся в подчинении министерств культуры, сельского хозяйства и др. Согласно новым правилам, студенты должны учиться в университетах, ближайших к их постоянному местожительству. В 1993 СВГП выдвинул также идею развития заочного высшего образования, программы которого специально рассчитаны на тех, кто живет в отдалении от университетов и институтов технического профиля. В стране функционируют военная академия и новый военно-инженерный институт, открытый в Мемьо. На протяжении большей части 1990-х годов университеты были закрыты: активность студентов создавала серьезную угрозу военной диктатуре. С тех пор, как лидеры-радикалы в 1936 организовали в Рангунском университете забастовку и возглавили движение за независимость, студенты стали политическим авангардом общества. Они выступали в стенах столичного университета против действий властей после военного переворота 1962, а затем в 1967, 1970 и 1974, когда режим отказался устроить торжественные похороны У Тана. Студенческие забастовки происходили также в 1975, 1976, 1981 и 1988. Военная администрация обычно отвечала на это выстрелами и закрытием университетов на длительный срок. На протяжении 1990-х годов постоянно действовала только военная академия в Мемьо. Литература и искусства. Национальная культура, испытавшая индийское влияние и находившаяся на подъеме вплоть до 1885, исторически тяготела к королевскому двору. Танцоры и музыканты пользовались покровительством престола, равно как и мастера-ремесленники, особенно занимавшиеся изготовлением изделий из дерева и серебра. Знаменитые храмы 13 в. и другие религиозные сооружения в Пагане служат характерными примерами достижений традиционной бирманской цивилизации; испытывая заметное влияние индийской культуры, они тем не менее сохраняют неповторимый бирманский стиль. После установления английского колониального господства прекратилось королевское попечительство в сферах искусства и художественных промыслов, и в страну стали проникать новые эстетические веяния с Запада. Зародились ранее отсутствовавшие жанры, прежде всего роман, и произошел разрыв с прошлым, когда литература была привязана к монастырям и ориентировалась на сюжеты придворной и религиозной направленности. Хотя европейское влияние было достаточно слабым, важно, что оно вызвало ответную, с националистическим оттенком, реакцию, которая получила поддержку со стороны властей независимой Бирмы. В результате государство открыло музыкальные, театральные и художественные учебные заведения, был основан национальный музей и выделены средства на развитие археологических исследований, религии и т.д. В современной культурной жизни страны слилось старое и новое, искони бирманское и привнесенное. Два самых популярных вида зрелищ - это кино и пве: длящаяся нередко всю ночь народная опера, в которой сочетаются элементы комедии и драмы. Двойственный характер таких представлений, в которых увязанное с местными историческими событиями содержание сопровождается типично национальной музыкой, продолжает волновать аудиторию. Но одновременно в столице можно наблюдать длинные очереди на подступах к кинотеатрам, где демонстрируются не только фильмы на бирманском языке, но и американские вестерны и мюзиклы. Художественные традиции по-прежнему находят свое выражение в кустарных шелковых тканях и лаковых изделиях, хотя качество продукции снизилось по сравнению с образцами прошлого. Как и прежде, гонги, барабаны и духовые инструменты используются в традиционных бирманских оркестрах, сопровождающих драматические спектакли. В 1990-х годах комедиантов, карикатуристов и писателей арестовывали за высказывания, воспринимавшиеся властью как оскорбление или недозволенная критика. Печать. До 1962 в стране существовала активная и сравнительно свободная пресса. При генерале Не Вине были введены ограничения печати. Правительство объявило, что разрешает газеты лишь на бирманском и английском языках, подвергая тем самым национальные меньшинства дискриминации. Запрету подверглись англоязычные газеты, издававшиеся иностранцами, и периодические издания политических партий, за исключением Партии бирманской социалистической программы. Государство монополизировало телекоммуникации, радиовещание и прессу, которые служат главными орудиями пропаганды для режима. Материалы каждого издания подвергаются государственной цензуре. Свободную от официального контроля информацию большинство жителей страны получает, слушая по радио передачи Би-би-си и "Голоса Америки".


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МЬЯНМА: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.