МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ "Предопределение", "судьба", "жизнь", "жизненность", "веление", "приказ", "мандат" (мин1). Категория китайской философии, сочетающая значения "жизненное предопределение" и "предопределенная жизнь". Этимологический смысл иероглифа "мин1" - "устный приказ" (включает элементы "рот" и "приказ"). Осмысление Неба как "безмолвно" руководящей миром силы (Ши цзин, 11-7 вв. до н.э.: "Несомое вышним Небом не имеет ни звучания, ни запаха"; Лунь юй, 5 в. до н.э.: "Учитель сказал: „Разве Небо что-нибудь говорит?"") привело к философскому истолкованию понятия "мин1" как негласного предписания, судьбы, определяющей и жизнь и смерть. Например, в Лунь юе смерть в одном случае определяется как мин1, в другом случае - как утрата мин1 (ср. русские выражения "не судьба" и "такова судьба"). В отличие от западных терминов, выражающих два аксиологически противоположных понятия судьбы - как равно несвободных счастливой случайности и несчастливой необходимости (древнегреч. tyche - anance, aisa - dice и т.п.; лат. fortuna - fatum; рус. счастье - рок, судьба - участь и т.п.), китайская "мин1" выражает понятие судьбы как предопределения, допускающего возможность свободы (ср. совмещение идей предопределения и свободы воли в христианстве). Мин1 предполагает отсутствие необходимости в двух смыслах: 1) возможность изменения самого предопределения; 2) возможность подчинения ему либо уклонения от него. Основные корреляты мин1 - понятия "тянь" (Небо) и "син1" ("<индивидуальная> природа") отражают представления (прежде всего конфуцианские) о реализации "предопределения" на уровне космоса (Неба и Земли - тянь ди), социума (Поднебесной - Тянь ся) и государства и на уровне отдельной "вещи", в том числе человеческой "природы". Понятие "мин1" появляется в 1-й половине I тысячелетия до н.э. в древнейших памятниках (Ши цзин, Шу цзин) главным образом как атрибут Неба - "небесное предопределение" (тянь мин). Уже в Ши цзине представлена идея "обновления предопределения" (мин вэй синь - современное значение "реформа"), а в Чжоу и - идея "смены предопределения" (гэ мин - современное значение "революция"). Первоначально понятия "тянь мин" и "гэ мин" проецировались исключительно на социум и его репрезентанта - правителя (Сына Неба - тянь цзы). Мин1 рассматривалось как "повеление", "мандат" высшей регулятивной силы - Неба, адресованный правителю. Несоблюдение велений Неба могло привести к передаче "мандата" другому лицу. Например, в Шу цзине идеей "гэ мин" как получения кары за порок и награды за добродетель объясняется падение династии Инь и воцарение династии Чжоу в 11 в. до н.э. Основополагающую теоретическую разработку концепции изменения "(небесного) предопределения" осуществил Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.), хотя и без применения термина "гэ мин": передачей власти над Поднебесной распоряжается Небо и при нарушении нормального династийного правления негодный правитель становится узурпатором трона, который передается Небом подлинному Сыну Неба. Расширение понятия Неба (тянь), ставшего выражением высшего природного начала, привело к включению в смысловой спектр "небесного повеления" представлений о некоем импульсе, посредством которого Небо наделяет вещи определенными свойствами, - о "предопределении". Это проявилось уже в раннеконфуцианских трактовках бинома "тянь мин", который отчетливо противостоит понятию "тянь чжи" ("небесная воля") у моистов (см. МОИЗМ): мин1 у конфуцианцев не предполагает конкретного субъекта волеизъявления. Но если сам Мо Ди (5 в. до н.э.) полагал, что любая вера в "предопределение" бессмысленна, так как "парализует" человека, судьба которого на самом деле зависит лишь от его прилежания и настойчивости в выполнении познаваемой "воли Неба", то Конфуций (6-5 вв. до н.э.) считал "познание предопределения" (чжи мин) обязательным для "благородного мужа" (цзюнь цзы). Последователи Конфуция, основываясь на принципе гомоморфизма макро- и микрокосма, осмыслили возможность познания и изменения человеком собственной "<индивидуальной> природы" (син1) как возможность познания Неба и влияния на него: "Способный исчерпывающе <раскрыть> свою природу... может войти в триединство с Небом и Землей" (Чжун юн, 5-2 вв. до н.э.). Под "исчерпывающим <раскрытием>" подразумевается совершенное знание своей истинной природы и адекватное этому знанию поведение. Основополагающие для конфуцианства представления о двух видах связей между человеческой "природой" и "небесным предопределением" закреплены в Чжун юне: "Предопределяемое (мин1) Небом называется природой (син1)", а также в комментирующей части Чжоу и (Шо гуа чжуань, около 4 в. до н.э.): "До истощения <исследуются> принципы, до исчерпания <раскрывается> природа - для того чтобы дойти до конца в том, что предопределено (мин1)". Согласно Мэн Кэ, "если нет доводящих до конца, а нечто доходит до конца - это предопределение". Мин1 у него рационально и нефатально: "Нет ничего, что не было бы не предопределено (фэй мин), но следует воспринимать только правильное <предопределение>. Поэтому знающий предопределение не станет под нависшей <и готовой рухнуть> стеной". Субъект может "утвердить предопределение" (ли мин) либо "устранить" его (фан мин). Сюнь Куан (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.) фактически развил эти идеи в тезисе о творческом "устроении небесного предопределения" (чжи тянь мин). Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) компромиссно признал существование двух видов "предопределения": "великого" (да мин), которое "телесно" (ти1), т.е. природно, и "изменяющегося" (бянь мин), которое "политично" (чжэн2), т.е. подвержено социально обусловленным изменениям. Ван Чун (1 в.) истолковывал мин1 как воздействие природных ("пневменных"-ци1) задатков на продолжительность жизни и возможность достичь благосостояния. Он критически изложил концепцию трех видов "предопределения": 1) "правильное" (чжэн мин) - максимальная степень благосостояния, которой человек способен достичь при своих природных задатках; 2) "окказиональное" (суй мин) - достижение благосостояния при концентрации усилий на должном действии и бедствие в случае "подчинения чувственности и разгулу страстей" того, на кого это "предопределение" нисходит; 3) "инцидентное" (цзао мин) - когда "благие" (шань) действия приводят к пагубным последствиям из-за неизвестных человеку неблагоприятных внешних факторов. Сюнь Юэ (2 в.) выделял "три категории" (сань пинь) "небесного предопределения", связанные с качеством "природы" человека. Основываясь на положении Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории "предопределения" как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от "человеческих дел" - ее можно изменить в ту или иную сторону.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.