ЛОРЕНЦ, КУНО
ЛОРЕНЦ, КУНО ЛОРЕНЦ, КУНО
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛОРЕНЦ, КУНО

ЛОРЕНЦ, КУНО

ЛОРЕНЦ, КУНО
ЛОРЕНЦ, КУНО (Lorenz, Kuno) (р. 1932), немецкий философ. Родился 17 сентября 1932 в Вахдорфе. Изучал математику и физику в университете Киля, в 1961 под руководством Пауля Лоренцена защитил докторскую диссертацию по философии. Ее фрагменты были позднее опубликованы в работе Диалогическая логика (Dialogische Logik, 1978), написанной совместно с П.Лоренценом. Габилитационный труд Элементы критики языка (Elemente der Sprachritik) защитил в 1969 (опубл. в 1970). В 1970-1974 - заведующий кафедрой философии в университете Гамбурга, с 1974 по 1988 - профессор Саарландского университета в Саарбрюккене. Лоренц - представитель первого поколения Эрлангенской школы, основание которой связано с книгой Лоренцена и Камлаха Логическая пропедевтика (1967). С одной стороны, Лоренц, подобно другим представителям этой школы, выдвигает программу построения конструктивной философии и теории науки на основе критически реконструированного языка; методологическим принципом при этом выступает постепенное, не впадающее в порочный круг введение в теоретическое рассуждение языковых вспомогательных средств. С другой стороны, эта программа следует диалогическому принципу, согласно которому наша речь и наше действие укоренены в элементарных диалогических ситуациях. Способ, каким эти две стороны подхода Эрлангенской школы связаны между собой, определяется представлением о сущности философского конструктивизма; в начальный период развития школы это представление задавалось философией Канта. В ходе дальнейшей работы Лоренц под воздействием "лингвистического поворота", совершенного аналитической философией, эволюционировал в сторону прагматизма, настаивающего на укорененности философской деятельности в жизненном мире (на чем, впрочем, настаивал уже Гуссерль). Тезис о приоритете диалогического принципа привел Лоренца к разработке диалогического конструктивизма, в котором утверждается общий диалогический исток действия и высказывания (речи). Лоренц одновременно выводит два важных следствия, вытекающих как из философского историзма (Дильтей), так и из философского прагматизма (Пирс). Историзм подчеркивает пассивную сторону действия (действие как переживание), а прагматизм - активную его сторону (действие как деятельностное бытие, бытие-в-деятельности). Лоренц связывает воедино роль "Ты" в структуре действия (выделяемую Дильтеем) и роль "Я" в этой структуре (подчеркиваемую Пирсом). Односторонность обоих подходов связана, по мнению Лоренца, с тем, что прагматизм принимает знаковую деятельность за деятельность как таковую, а историзм (согласно которому всякое действие есть действие в связи со знаками) понимает деятельность как язык, т.е. сводит ее к знаковой деятельности. Правда, последователи Дильтея (например, Бубер) и Пирса (в частности, Витгенштейн) пытались дополнить своих учителей: Бубер выдвинул требование взаимного признания Я и Ты в осмысленном высказывании и нацеленном на постижение смысла слышании, а Витгенштейн доказывал, что языковые игры суть диалогические модели как высказывания, так и действия. Однако им все же не удалось преодолеть односторонность историзма и прагматизма. По-настоящему, считает Лоренц, избежать редукции теории к практике, имеющей место у Витгенштейна, и сведения практики к теории, характерного для Бубера, позволяет только диалогический конструктивизм. Эта задача решается благодаря одновременному осуществлению "натурализации языка" (язык, в той мере, в какой он усваивается, тоже есть деятельность) и "спиритуализации мира" (обращение с предметами может выступать и как знак - для этого достаточно дистанцироваться от предметной деятельности, как, например, в пантомиме). Философия, по мысли Лоренца, осуществляется в диалогическом взаимодействии усвоения и дистанцирования. Идеи диалогического конструктивизма были подробно разработаны в т.н. "диалогической логике", в которой Лоренц, развивая положения Лоренцена, показывает, что семантика логического исчисления в прагматическом плане может быть построена в терминах языковых игр, вовлекающих взаимосвязанные высказывания в диалогическую игру таким образом, что истинность высказывания определяется успехом стратегии действия, а ложность - неадекватностью этой стратегии. Основные положения "диалогической логики" Лоренц развивает во Введении в философскую антропологию (Einfhrung in die philosophische Antropologie, 1990), а также в книге Индийские мыслители (Indische Denker, 1998).


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛОРЕНЦ, КУНО



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.