ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД
ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД

ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД

ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД
ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД (Lonergan, Bernard J.F.) (1904-1984), канадский католический теолог и философ. Родился в Бакингеме (провинция Квебек) 17 декабря 1904. В 18 лет вступил в Общество Иисуса. В 1926-1929 изучал философию в Хейтроп-колледже и романскую филологию, классическую филологию и математику в Лондонском университете. В 1930-1933 преподавал древние языки и естественные науки в Лойола-колледже в Монреале. Затем его направили в Папский Григорианский университет в Рим для изучения теологии (1933-1937), и в 1936 он был рукоположен в священники. В 1938 Лонерган возвратился в Рим, где подготовил и защитил докторскую диссертацию (1940). В 1940-1953 он - профессор догматики в Монреале и Торонто, в 1953-1965 - преподавал догматику в Григорианском университете в Риме. В 1965 он возвратился в Реджис-колледж в Торонто. В 1969 - член Международной теологической комиссии в Риме, в 1971-1972 - профессор католической теологии в Гарвардской теологической школе, а в 1975-1983 - профессор теологии в Бостон-колледже (Честнат-Хилл, шт. Массачусетс). После выхода на пенсию он жил в Пикеринге (провинция Онтарио, Канада), где умер 26 ноября 1984. Лонерган был удостоен многих научных наград и отличий, избран членом-корреспондентом Британской академии наук и отмечен высшим орденом своей родины - "Орденом Канады". Научные труды. В англоязычной теологии Лонерган занимает место, сопоставимое с местом Карла Ранера в немецкоязычной теологии. Как и Ранер, Лонерган опирался на Предание (Традицию) и посредством новой его интерпретации искал дальнейших путей развития теологии. В мышлении Лонергана решающую роль, как и у Ранера, играет трансцендентальная рефлексия. В диссертации Благодать и свобода: Побуждающая благодать в учении св. Фомы Аквинского (Grace and Freedom: Operative Grace in the Thought of St. Thomas Aquinas) рассматривается проблема взаимодействия божественной благодати и человеческой свободы и дается обзор развития этой проблематики от Августина до Фомы Аквинского, а также подробный анализ развития учения у Фомы. Решение Аквината, к которому он пришел после серьезного уточнения предшествующих теологических концепций и интенсивной полемики с аристотелевским учением о причинах и с арабскими философами, подняло понятийную разработку этой проблемы на уровень, который не был впоследствии достигнут ни в номинализме, ни в барочной схоластике (спор о благодати между сторонниками Баньеса, 1528-1604, и Молины, 1535-1600), ни в философии Просвещения. Лонерган проясняет употребление Фомой слова "сверхъестественный", используемого им для обозначения всего, что для Бога в его божественности "естественно", для человека же означает благодатный дар. В отличие от Фомы, у которого такое словоупотребление встречается в контексте идеи соучастия, поздние комментаторы употребляют оппозицию "сверхъестественный - естественный" для различения уровней (областей) тварной действительности. Столь же важным представляется Лонергану прояснение томистского понятия "обращение" (conversio). В книге Verbum: Слово и идея у Аквината (Verbum: Word and Idea in Aquinas, 1967), представляющей собой сборник статей теолога конца 1940-х годов, Лонерган, отправляясь от учения о душе, развитого Аристотелем, и от интроспекции (самонаблюдения), переходит к исследованию субъекта и субъективности, начало которому положил Августин. Оба момента присутствуют в томистской концепции исхождения внутреннего слова. Фома - прошедший школу Аристотеля, его наблюдений и понятийных определений, а также школу Августина - шаг за шагом прослеживает процесс исхождения слова как подлинной цели познания. Учитывая современные философские идеи и наблюдения, Лонерган реконструирует значение понятия "слово" (verbum) у Фомы и от наделенного даром слова человека как образа Бога переходит к Троице. Дух человека есть образ Пресвятой Троицы, поскольку из его понимания (intelligere) исходит внутреннее слово, а из этого события возникает любовь. Этот тщательный анализ, посредством которого Лонерган стремился развить программу папы Льва XIII - "Обогащать и совершенствовать старое новым" (Vetera novis augere et perficere), он завершает в своем самом объемистом труде Проникновение в суть: Исследование человеческого понимания (Insight: A Study of Human Understanding, 1957). Цель этого философского исследования - внести понимание в само понимание. Необходимо осмыслить четыре акта познания - опыт, понимание, суждение и принятие решения - и на этой основе прояснить методы естественных и гуманитарных наук и увидеть их взаимосвязь. Во второй части книги речь идет о понимании самоутверждения познающего человека и понимании предельных и всеобъемлющих форм понимания, а именно возможности существования метафизики, этики и естественной теологии. Отдельным шагам доказательства в процессе исследования сопутствует анализ заблуждений и предубеждений, связанных с различными способами понимания. Поскольку Лонерган всецело опирается на внутреннее усмотрение и проникновение в акты сознания, его труд коренным образом отличается от метафизики или теории познания. Проникновение в суть можно назвать прагматикой познания, поскольку главное в книге - прояснение отдельных познавательных актов и методов. Уже в ходе работы над Проникновением в суть Лонерган задумал разработать методологию обновленной теологии. Этот замысел осуществлен им в книге Метод в теологии (Method in Theology, 1972). Как и в Проникновении в суть, в Методе в теологии речь идет о трансцендентально-философской рефлексии об основных актах познания - опыте, понимании, суждении и принятии решений. Трансцендентально-философская рефлексия проводится в четыре этапа. Вначале осуществляется опытное постижение этих четырех форм деятельности, затем понимание этих актов, их единства и взаимосвязи. На третьем этапе выносится утвердительное суждение о реальности познанных на опыте и понятых актов. И наконец, на четвертом этапе, принимается решение "действовать в соответствии с нормами, присущими естественным взаимосвязям собственного, познанного на опыте, понятого и утвержденного акта - опыта, понимания, суждения и решения". Четвертый этап предполагает три рода обращения: обращение к истине, к нравственному благу и религиозное обращение, заключающееся в любви к божественной тайне. Лонерган набрасывает этапы теологической работы: усвоение основных данных (свидетельств веры в их историческом контексте; религиозной практики); интерпретация и изложение полученных при этом сведений и выдвинутых гипотез, установление весомости полученных данных в их диалектической напряженности, в соотнесенности с основными теологическими концептами (Бог, Иисус Христос, церковь, спасение, человек и т.п.); разработка соответствующих категорий и различных форм теологического учения; а также постоянно обновляемая систематизация и передача полученных результатов. В этом методологическом процессе новую интерпретацию получают многие важные теологические термины ("догмат", "историчность догматов" и др.). В последние годы жизни Лонерган работал над макроэкономическим анализом новоевропейского рыночного хозяйства. Трудности, встающие перед христианскими церквами при соприкосновении с современностью, коренятся, на его взгляд, в непонимании современных экономических систем. Труды Лонергана переведены на многие европейские и восточные языки. Центры по изучению его наследия созданы в Северной и Южной Америке, в Европе, Австралии и на Филиппинах. Исследовательский институт Лонергана в Торонто издает собрание его сочинений. Журнал "Метод" ("Method. A Journal of Lonergan Studies"), издание "Лонергановские семинары" ("Lonergan Workshops") и информационные публикации Исследовательского института Лонергана предоставляют информацию о научных проектах, конференциях и текстах, связанных с изучением наследия теолога. В Интернете имеется несколько сайтов, посвященных Лонергану.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.