КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ К статье КАЗАХСТАН Республика Казахстан имеет уже две конституции послесоветского периода. Первая конституция была принята в январе 1993. Однако уже в августе 1995, как следствие конфликта между президентом и законодательной властью, она была заменена новой конституцией. По новой конституции Казахстан - демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть возглавляет президент, избираемый на пять лет из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат - 47 депутатов и Мажилис - 67 депутатов), судебную - Конституционный суд и система местных судов (все судьи назначаются президентом на десятилетний срок). Органы государственного управления. Казахстан является президентской республикой. Первый президент страны Н.А.Назарбаев был назначен на этот пост в апреле 1990 Верховным Советом Казахской ССР. В декабре 1991 граждане страны избрали его на пятилетний срок на общенародных, но безальтернативных выборах, отдав кандидату более 98% голосов. Полномочия президента были продлены до 2000 референдумом, состоявшимся 30 апреля 1995. Президент назначает премьер-министра и заместителей премьер-министра, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, руководителя службы государственной безопасности и членов Совета безопасности. Под контролем президента находятся также финансы, назначение всех судей и генерального прокурора. Президент является главнокомандующим вооруженными силами и может вводить президентское правление. В октябре 1998 парламент выступил с инициативой проведения досрочных президентских выборов и продления срока президентских полномочий до 7 лет. На состоявшихся 10 января 1999 альтернативных выборах Назарбаев набрал 78,3% голосов и был переизбран президентом на очередной срок. Теперь он будет занимать свою должность до 2006. Его конкуренты - лидер коммунистов С.Абдильдин, глава Таможенного комитета Г.Касымов и писатель Э.Габбасов - набрали соответственно 13,5, 4,3 и менее 1% голосов. Некоторые оппозиционные лидеры не смогли принять участие в выборах (особенно это касается главного критика президента, бывшего премьер-министра А.Кажегельдина). Выборы первого Мажилиса сроком на 5 лет состоялись в марте 1994. Условия выдвижения кандидатов и проведения предвыборной кампании затруднили участие в ней представителей неказахского населения и оппозиционных движений. В мае 1994 Мажилис высказался за недоверие экономической, социальной и правовой политике правительства, а в феврале 1995 отказался принять предложенный правительством проект бюджета. В марте 1995 Конституционный суд объявил результаты парламентских выборов 1994 недействительными; президент распустил Мажилис и назначил новые выборы, которые были проведены в декабре 1995. После изменения в 1997 административного деления страны принято решение о сокращении числа сенаторов в 1999 до 37 (Сенат образуют руководители законодательных и исполнительных органов областей). Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту. До октября 1997 на должности премьер-министра находился Акежан Кажегельдин; его сменил Нурлан Балжимбаев. Местные органы власти. В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти. Политические организации. Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. Во главе ее С.Абдильдин, бывший председатель президиума Верховного Совета республики. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс, возглавляемый казахскими поэтами Мухтаром Шахановым и Олжасом Сулейменовым. Первоначально эта партия активно поддерживала Назарбаева, но в начале 1993 Сулейменов присоединился к группе русских интеллигентов, критиковавших президента и выступавших за создание подлинно оппозиционных партий. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. До середины 1994 во главе этой партии стоял бывший заместитель председателя правительства К.Султанов. Однако, вопреки ожиданиям, этот амбициозный политик не был избран председателем Мажилиса; пост председателя занял другой член партии, советник президента А.Кекильбаев. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия "Желтоксан", а также объединения "Азамат" и "Азат", в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения "Лад" и "Единство". Интересы казахских националистов выражает движение "Алаш". Некоторые из этих партий имеют своих представителей в Мажилисе, но Партия национального единства располагает большинством и проводит политику президента. Милиция и вооруженные силы. Казахстан унаследовал от Советского Союза милицию и республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ), которые находились под контролем Москвы. Первоначально правительство Казахстана объявило о намерении создать небольшую Национальную гвардию численностью менее 20 тыс. человек для охраны границы и поддержания порядка. Предполагалось, что задачу обороны страны будут выполнять объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств (СНГ). Важнейшие военные объекты бывшего Советского Союза, такие, как космодром Байконур и ок. 1150 единиц стратегических ядерных вооружений, остались под контролем Российской Федерации. Однако создание Россией, Узбекистаном и другими членами СНГ собственных вооруженных сил заставило руководство Казахстана изменить свою позицию. Был разработан план создания полноценных вооруженных сил, включающих сухопутные войска, военно-воздушные силы и даже военно-морской флот. К 1995 численность вооруженных сил Казахстана превысила 35 тыс. человек. Участие казахского контингента в Объединенном батальоне центральноазиатских государств (Центразбат) наряду с узбекским и киргизским контингентами способствовало повышению международного авторитета вооруженных сил страны. Создание вооруженных сил республики столкнулось с огромными трудностями. До 1994 большинство офицеров составляли славяне; сами войска имели смешанный национальный состав. Казахстан сохранил двухлетнюю обязательную воинскую повинность, оставшуюся от Советского Союза, но испытывал трудности с набором призывников. В начале 1994 Россия вернула свои пограничные войска на казахско-китайскую границу. Казахстанские офицеры по-прежнему проходят обучение в России, хотя уже разработаны планы создания в стране собственных военных учреждений. Внешние связи. Казахстан является членом Содружества независимых государств (СНГ), Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Координационного совета НАТО, программы НАТО "Партнерство во имя мира", Экономического координационного совета (куда входят другие среднеазиатские государства, а также Азербайджан, Турция, Иран и Пакистан) и Всемирной торговой организации (ВТО). Казахстан имеет также статус наблюдателя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В 1994 Назарбаев предложил создать вместо СНГ Евразийский союз. Однако отношение других государств-членов СНГ к этому предложению было либо негативным, либо безразличным. В 1996 Казахстан подписал с Киргизией, Россией и Белоруссией четырехстороннее таможенное соглашение. Казахстан также заключил ряд договоров с Китаем о расширении торговых связей, строительстве трансазиатского трубопровода и обеспечении безопасности границ. Последний был подписан в 1996 Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Одной из важнейших экономических задач Казахстана является обеспечение транспортировки энергоносителей, в т.ч. огромных запасов нефти, на международный рынок. У Казахстана уже имеются соглашения по транспортировке нефти с Россией и Китаем, рассматривается возможность строительства транскаспийского нефтепровода через Грузию и Турцию.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

КАЗАХСТАН: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.