ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА К статье ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ В начале 19 в., когда в странах Датского королевства распространились идеи Французской революции, исландцы стали добиваться политических свобод и местного самоуправления. Национально-освободительное движение возглавил государственный деятель Йоун Сигурдссон (1811-1879), который ратовал также за отмену датской торговой монополии. Первым плодом его усилий было восстановление альтинга в 1843, затем последовали отмена датской торговой монополии в 1854 и принятие конституции в 1874, которая предоставляла Исландии ограниченную автономию. Однако независимость Исландии была завоевана только в 1918. Уния с Данией сохранялась: обе страны соглашались иметь одного короля Кристиана Х, и Дания частично контролировала внешнюю политику Исландии. Подобно другим скандинавским странам во время Первой мировой войны Исландия придерживалась политики нейтралитета. Отрезанная от европейских рынков, она впервые направила свои торговые суда в США. Вторая мировая война и послевоенный период. После того как Германия оккупировала Данию и Норвегию, 10 марта 1940 Англия высадила свои войска в Исландии. Нейтральная Исландия заявила формальный протест, но Англия обещала уважать ее суверенитет и вывести войска после окончания войны. Исландия приобрела стратегически важное значение и для американских судов, которые несли патрульную службу в водах Северной Атлантики. 7 июля 1941 американские войска высадились в Исландии. США и Исландия заключили договор, предусматривавший вывод этих войск после войны. В декабре 1943 закончился срок действия договора об унии Дании и Исландии, заключенного в 1918. После германской оккупации Дании альтинг предоставил королевские полномочия регенту Свейну Бьёрнссону. На заседании альтинга в Тингведлире 17 июня 1944 Исландия была провозглашена республикой. Ее первым президентом стал Свейн Бьёрнссон. В 1952 его сменил Аусгейр Аусгейрссон, который избирался на пост президента страны также в 1956, 1960 и 1964. Его преемником в 1968 стал Кристьян Элдьярн, который в 1980 уступил место Вигдис Финнбогадоттир, которая оставалась на своем посту до 1996, когда приняла решение не баллотироваться на пятый срок. Ее сменил Олафур Гримссон, бывший лидер коммунистического Народного союза. С 1959 у власти находятся коалиционные правительства. С начала 1990-х годов консервативная Партия независимости и либеральная Прогрессивная партия возглавляют два основных коалиционных блока, набирающих по 55-65% голосов. Пост премьер-министра в последние годы занимали Стейнгримур Херманссон (1983-1987) из Прогрессивной партии, Торстейн Палссон (1987-1991) из Партии независимости и Давид Оддссон (с 1991) из той же партии. После Второй мировой войны все военные установки были демонтированы, а иностранные войска выведены из Исландии. США хотели сохранить свои военно-воздушные и военно-морские базы в этой стране, однако встретили противодействие исландского правительства. В 1946 было заключено соглашение, по которому США предоставляло гражданских специалистов для обслуживания аэропорта Кеблавик. В обмен на это американские военные самолеты получили право на транзитные посадки в этом аэропорту. Исландия стала членом ООН с 9 ноября 1946 и вступила в НАТО в 1949. Однако в сложной международной обстановке в 1951 было подписано соглашение об обороне между Исландией и США, после чего американские войска были направлены в Исландию, чтобы укомплектовать персонал военной базы в Кеблавике и других военных объектов. Развернувшееся движение за вывод иностранных войск заставило правительство Исландии предъявить 1 июня 1956 соответствующую ноту правительству США. Однако в декабре того же года это требование было отменено из-за усилившихся международных трений. Вопрос о присутствии войск НАТО в Исландии неоднократно поднимался на протяжении всего периода холодной войны. В 1985 альтинг единодушно объявил Исландию "безъядерной зоной", запретив НАТО размещать любое ядерное оружие на территории этой страны. Вопрос о границе рыболовной зоны не сходит с повестки дня в Исландии с 1950-х годов. Еще в 1952 исландское правительство заявило, что иностранные траулеры ведут лов рыбы в непосредственной близости от берегов страны и тем самым истощают ее рыбные ресурсы и подрывают экономику. Поэтому граница рыболовной зоны была отодвинута с 4,8 до 6,4 км от берега. В 1958 юрисдикция Исландии распространилась на зону шириной 19,3 км, в пределах которой всем иностранным судам запрещалось ловить рыбу. Иностранные компании, особенно английские, опротестовали это решение и продолжали незаконный лов рыбы. Исландские патрульные суда предприняли операции против английских траулеров, в ответ на которые исландским траулерам в 1952-1956 годах было запрещено заходить в порты Великобритании. Попытки урегулировать морские границы предпринимались на двух международных конференциях в Женеве в 1958 и 1960 годах, но оказались безрезультатными. Трения между Исландией и Великобританией закончились в 1961. Англичане признали исландскую рыболовную зону шириной 19,3 км, но получили право вести промысел в некоторых ее районах в отдельные месяцы вплоть до 1964. Обсуждение вопроса о возможности расширения рассматриваемой зоны в будущем было вынесено на рассмотрение Международного суда в Гааге. В 1972 Исландия расширила границу рыболовной зоны до 93 км. "Холодная война" возобновилась, и в 1973 происходили стычки между исландскими и английскими судами. В 1975 граница рыболовной зоны была расширена до 370 км, что спровоцировало третью и самую серьезную "тресковую" войну. В 1976 Исландия разорвала дипломатические отношения с Великобританией, но четыре месяца спустя согласилась на то, чтобы ограниченное число английских траулеров могло заходить в исландские территориальные воды. В 1979 Исландия подтвердила свои исключительные права на рыболовную зону шириной 370 км. Споры о территориальных водах Исландии постепенно были разрешены в начале 1990-х годов в ходе переговоров между Европейской ассоциацией свободной торговли и Европейским союзом. Итоговый документ, принятый в 1994, признавал новую рыболовную зону, но Исландия должна была отменить пошлины на импорт рыбопродуктов из стран ЕС и разрешить судам этих стран ежегодно вылавливать 3 тыс. т рыбы. Принятие этого документа не устранило спорные отношения Исландии с государствами, не входящими в ЕС. В 1990-х годах Исландия оспаривала право судов Норвегии, Дании и Канады вести промысел рыбы на исландском шельфе. Механизация рыболовного промысла привела к значительному сокращению рыбных ресурсов - от 1/3 до 1/2 по ряду самых ценных видов рыб. Перелов сопровождался излишними капиталовложениями в рыбное хозяйство, что подогревалось высокой инфляцией и крупными иностранными займами в 1970-1980-е годы. Одна из важнейших задач, стоявших перед правительством Исландии в 1990-е годы, заключалась в выработке эффективных мер против перелова рыбы и по сокращению размеров рыбопромыслового флота, чтобы привести его в соответствие с максимально допустимыми уловами (по нынешним оценкам, размеры флота превышены на 25%). Прогресс в развитии экономики и культуры Исландии не сопровождался совершенствованием ее государственного устройства. На протяжении большей части 20 в. страной правила коалиция четырех политических партий (в разных сочетаниях). Кандидаты от этих партий выбирались в парламент в соответствии с законом, который, несмотря на некоторые усовершенствования, все еще отдает преимущество сельским округам. Делегаты от этих округов постоянно занимают значительное число мест в парламенте. Соответственно интересы аграриев в Исландии оказывали большее влияние на политику, чем в других скандинавских странах и в Западной Европе в целом. Такое несоответствие, наряду с недостаточным распределением сил в исполнительной и законодательной ветвях власти, тормозило проведение реформ, направленных на повышение эффективности сельского и рыбного хозяйства, банковской и финансовой деятельности и других отраслей. Это помогает понять, почему Исландия вместе с Норвегией, Швейцарией и Лихтенштейном не желают вступать в Европейский союз, хотя он является ее важнейшим торговым партнером.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ИСЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ - Е. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.