ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ К статье ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Гангский железный век. Когда и каким образом возникла великая цивилизация Гангской долины, до сих пор неизвестно. Индийская история, как следует из сведений, которые можно почерпнуть из религиозного и эпического наследия, начинается с завоевания Гандхары (Северо-западная область) и средней части долины Инда персидским государством Ахеменидов во второй половине 6 в. до н.э., т.е. незадолго до рождения Будды. Этот период слабо документирован, вплоть до вторжения Александра Македонского в 327 до н.э. и последовавшего основания великой династии Маурьев в долине Ганга. К этому времени на берегах Ганга, Джамны и их притоков выросли города, которые либо существуют и поныне (как, например, Варанаси), либо разрушились и превратились в холмы. В Хастинапуре, в верховьях Ганга, раскопан один из таких холмов, археологические находки которого относятся к началу I тыс. до н.э. Город, вероятно, был построен из глины и сырцовых кирпичей ок. 500 до н.э., перед самым появлением железа, его жители пользовались медными изделиями и умели делать массивную серую керамику, украшенную черным линейным орнаментом, которую археологи называют "серой расписной керамикой". Эта посуда была распространена в долине Ганга и за ее пределами в первой половине I тыс. до н.э., главным образом в эпоху меди, но оставалась в употреблении и после появления железа. Около 500 до н.э. ее вытесняет прочная черная или стального цвета посуда с блестящей поверхностью ("северная черная шлифованная керамика"), типичная для гангских поселений и регионов их влияния, которая встречается до 2 или 1 в. до н.э. С появлением черной посуды сырцовые кирпичи в основном сменяются обожженными, а начало чеканки монет (несомненно, под влиянием Персии) говорит о развитии торговых связей. Каушамби и Уджаяни. Трудно себе представить более впечатляющие свидетельства этого созидательного периода, чем обширные развалины Каушамби на берегу Джамны, приблизительно в 50 км от Аллахабада. Над равниной на высоту 9 м поднимаются укрепления, длина которых в окружности составляет 6,5 км. Земляной крепостной вал обложен с внешней стороны внушительным слоем обожженного кирпича и через правильные интервалы усилен мощными бастионами. Он построен, по-видимому, ок. 500 до н.э. или несколько ранее, когда город был столицей Ватсы - царства, упоминаемого в буддистских источниках. Проводившие раскопки археологи обнаружили великолепные кирпичные здания и множество ремесленных изделий, свидетельствующих о богатстве этого торгового и административного центра на речной магистрали. Еще одним значительным городом той эпохи был Уджаяни (совр. Удджайн), один из семи священных городов Индии, который располагался на окраине Гангской цивилизации в предгорьях Центральной Индии. Он стоял на основном пути от северных равнин к плоскогорью Декан и к западному побережью Индии и одно время был столицей царства Аванти, также упоминаемого в буддистских источниках. Его высокие земляные валы, укрепленные бревнами у крутых берегов р.Сипра и усиленные мощным рвом со стороны суши, окружают участок длиной около 1,5 км. Валы, вероятно, построены примерно в то же время, что и укрепления Каушамби, в начале железного века. Внутри укреплений сгрудились дома из камня и обожженного кирпича, улицы были вымощены булыжником, связанным глиной, и регулярно ремонтировались. Раджагриха. Богатство городов северных равнин и окружающих их территорий в последние столетия до н.э. становится все очевиднее по мере продолжения раскопок. В предгорьях к югу от Патны, в Бихаре, сохранились развалины знаменитой Раджагрихи, столицы Магадхи, или Старого Раджгира. Его каменные укрепления, сложенные из крупных необработанных и не скрепленных раствором камней, с огромными бастионами четырехугольной формы, расположенными на близком расстоянии друг от друга, имеют протяженность не менее 40 км. Подобные укрепления свидетельствуют о том, насколько важна была Раджагриха, с которой в 5 в. до н.э. были связаны имена Будды и Махавиры, чьи учения складывались именно в тот период. Паталипутра, столица Маурья. Огромных размеров, хотя и не столь впечатляющих, как Раджагриха, достигала и территория столицы Маурьев - Паталипутра, раскинувшаяся вдоль южного берега Ганга, рядом с современной Патной. Сюда в 302 до н.э. ко двору Чандрагупты, первого правителя династии Маурьев, прибыл Мегасфен, посол Селевка, одного из наследников Александра Македонского. Мегасфен оставил ценные записи о дворе Маурья и системе государственного управления, отрывки из которых сохранились до настоящего времени. По его свидетельствам, Паталипутра протянулась на 15 км, была окружена деревянным частоколом с бойницами для лучников, 570 башнями и 64 воротами. В царском дворце были парки, тенистые рощи с павлинами и фазанами, великолепные бассейны. Описание Мегасфена очень напоминает рассказы о персидском рае (саде наслаждений). Археологи действительно обнаружили частокол и каменную кладку в персидском стиле. Долг перед Персией. В заключение рассмотрим еще один вопрос, касающийся развития протоисторической цивилизации в Индии: о ее долге перед Персией. Индийские города имеют, конечно, национальные корни, но в решающий момент их развития, совпавший с расцветом государства Маурьев в 3 в. до н.э., их окончательному формированию способствовало внешнее влияние. Под ударами Александра Македонского пало великое персидское государство Ахеменидов. Его место в известной мере заняло индийское государство Маурьев. Оно простиралось до Гиндукуша и, таким образом, вобрало в себя восточную часть Персидского государства. Щедрое покровительство тем более привлекало мастеров, бежавших из Персии, что в стране не сложилось еще прочной традиции резьбы по камню. Здесь появились персидские скульпторы и архитекторы, которые стали обучать способных индийских учеников. "Персианизация" на какое-то время стала модной при царском дворе. Об этот говорят найденные в Паталипутре фрагменты персидской или "персианизированной" каменной кладки, а менее чем через полвека после Мегасфена и Чандрагупты великий правитель Маурья Ашока уже строил мемориальные колонны по типу персидских по всей Северной и Центральной Индии. В течение многих последующих веков в индийских зданиях и скульптуре угадывались основные персидские элементы, со временем полностью ассимилированные индийским гением, всегда склонным к адаптации чужого. См. также ИНДИЯ.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ИНДИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОТОИСТОРИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.