ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ
ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ

ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ

ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ
ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ К статье ИНДИЯ Пробуждение политического самосознания. Середина 19 в. стала поворотным пунктом в истории Индии. Уже через 5-6 лет после восстания сипаев в Калькутте и Бомбее возникли организации, ставившие перед британской администрацией важные вопросы внутренней жизни страны и, в первую очередь, требовавшие предоставить индийцам важные посты в государственном аппарате. В 1861 индийцы были включены в состав Законодательного совета при генерал-губернаторе Индии и аналогичных провинциальных советов. На начальном этапе отношения между победителями и покоренным населением складывались традиционным образом: смешанные браки помогали достижению согласия, а социальные различия воспринимались не с этнической, а с классовой точки зрения. Многие англичане переняли живой интерес Уорена Гастингса к индийской культуре. К ним относятся, например, лингвист и востоковед сэр Уильям Джонс, художник В.Принсип, военный врач и востоковед-любитель Х.Х.Уилсон. Впрочем, несколько позже под влиянием идей историка Т.Б.Маколея потребность в английской образовательной системе и в распространении новых знаний и достижений науки породила в британском обществе пренебрежительное отношение к реалиям индийской жизни. Барьер между обеими сторонами стал особенно труднопреодолимым после жестокого подавления восстания сипаев. Очень часто виновными в таком положении оказывались даже лучшие из англичан. Чем сильнее окружной начальник проникался сознанием значимости своей культуртрегерской миссии, тем больше он веровал в то, что может сам оценить, что будет благом для индийцев. Между тем повсеместно быстро росло национальное самосознание. В Англии, где формировалось гражданское общество, становилось очевидной недопустимость расовой дискриминации. Следствием стало принятие закона Куртни - Илберта, согласно которому дела европейцев могли рассматриваться в индийских магистратных судах. Экономические изменения оказывали значительное влияние на политическое мышление образованного слоя индийцев и оживили их национальные чаяния. В 1870-х годах была предпринята попытка удовлетворить надежды за счет создания на местах комитетов из индийцев с тем, чтобы эти органы отвечали за положение дел в здравоохранении, просвещении и на транспорте. Несколько позднее либерально мысливший лорд Рипон, генерал-губернатор Индии в 1880-1884, сформировал, преимущественно по английскому образцу, местные институты самоуправления на уровне округов, муниципалитетов и т.п. Он понимал, что при этом деятельность административных учреждений может ухудшиться, и откровенно заявлял, что цель мероприятия "прежде всего не совершенствование управления... а распространение политической и общей грамотности". Аллан Октавиан Юм, отставной чиновник гражданской администрации Индии, человек широкого кругозора, решил навести мосты между англичанами и индийцами путем создания организации Индийский национальный конгресс. Инициатива Юма получила поддержку либерального вице-короля лорда Дафферина, настаивавшего на том, что Конгресс не должен ограничивать свою деятельность социальной тематикой, а обязан заниматься также политическими проблемами и при необходимости критиковать правительство. Первая сессия Конгресса состоялась в Бомбее в 1885; на ней присутствовали 72 делегата, главным образом юристы, учителя и редакторы газет. Одобренный в 1892 Закон об индийских советах повысил их значимость на центральном и провинциальном уровне и придал им характер представительных органов. Если раньше неофициальные члены советов назначались исключительно по распоряжению генерал-губернатора, то новый закон предусматривал вхождение в советы представителей от различных торговых, учебных и муниципальных организаций. Окончательно состав советов утверждался генерал-губернатором. Таким образом, победил выборный принцип, вопреки опасениям лорда Солсбери, что к власти могут придти "не здоровые, органические и пригодные для эффективной деятельности силы индийского общества, а нежизнеспособные и слабые, которых мы сами приведем к руководству". Индусско-мусульманские противоречия. Политическое развитие не могло охватить в равной степени все общины страны. Для индусов появление англичан означало, главным образом, смену "хозяина". Прежде они подчинялись могольским императорам, теперь смогли адаптироваться к новой власти. В ходе этого процесса были восприняты принципы английской системы образования и сам западный образ мышления. Напротив, мусульмане встретили изменения враждебно. Ислам противился инновациям в системе образования, не стремился осваивать английский язык и овладевать современными научными знаниями. Лидер исламской общины Сейид Ахмад-хан заявил, что если представительный принцип в управлении колонией восторжествует, то мусульмане окажутся в невыгодном положении по отношению к индусам. Это высказывание приобретало все большую актуальность по мере того, как в 19 в. усугублялись трения между конфессиями. Ахмад-хан советовал единоверцам держаться в стороне от Индийского национального конгресса, но приобщаться к английской системе образования. Индусский национализм быстро набирал силу. В конце 19 в. британские власти предложили принять закон о запрещении заключать брак до достижения невестами 12 лет. Бал Гангатхар Тилак, выражавший взгляды ортодоксальных индусов Западной Индии, развернул активную кампанию против этого серьезного, по его мнению, вторжения в народные обычаи. Стали основываться гимнастические общества, где молодые индусы получали физическую закалку с тем, чтобы противостоять врагам веры. В 1905 лорд Керзон, вице-король Индии в 1899-1905, желая повысить эффективность управления, решил разделить Бенгалию. Ее западная часть была населена в основном индуистами, а восточная - мусульманами. Последние позитивно восприняли этот раздел, ибо считали, что провинциальные власти никогда не обращали должного внимания на Восточную Бенгалию. Напротив, другая заинтересованная сторона восприняла решение лорда Керзона как хитроумный и болезненный удар, преследующий цель ослабить позиции бенгальских индусов, которые стояли во главе национально-освободительного движения в Индии. Горячий темперамент бенгальцев способствовал накалу обстановки, и в Бенгалии усилилось движение экстремистов во главе с Балом Гандахаром Тилаки. Начался бойкот британских товаров, и один из умеренных бенгальских лидеров писал, что "возникла явная опасность для школьника или учащегося колледж


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ИНДИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЯ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.