ЗАПАДНАЯ САХАРА
ЗАПАДНАЯ САХАРА ЗАПАДНАЯ САХАРА
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЗАПАДНАЯ САХАРА

ЗАПАДНАЯ САХАРА

ЗАПАДНАЯ САХАРА
ЗАПАДНАЯ САХАРА в прошлом т.н. Испанская Сахара, территория в Северо-Западной Африке. Площадь - ок. 266 тыс. кв. км, границы четко не определены. Граничит на севере с Марокко, на северо-востоке с Алжиром, на юге и востоке - с Мавританией. На западе омывается водами Атлантического океана. Установить общую численность проживающих в Западной Сахаре марокканцев и коренного населения сахрави (сахарцев) весьма сложно. По приблизительным оценкам, в Западной Сахаре в 1996 проживали 223 тыс. человек. Административный центр территории - Эль-Аюн. С середины 1970-х годов Марокко начал оккупацию Западной Сахары и в 1979 объявил о присоединении всей этой территории, но ни одно правительство и ни одна международная организация не признали аннексию правомочной. Природа. Поверхность Западной Сахары представляет собой каменистую пустынную равнину, постепенно поднимающуюся от побережья на восток. Наиболее возвышенная северо-восточная часть страны представляет собой отроги гор Атлас. Климат страны тропический, пустынный. Благодаря воздействию береговых атлантических ветров климатические условия более умеренные в приморских районах. Здесь средние температуры июля 22-24° С, тогда как во внутренних районах - 32-36° С, а средние максимальные - 46° С, иногда температура воздуха повышается до 54° С. Средние температуры января - 16-18° С. Как правило, среднее годовое количество осадков не превышает 100 мм, а на большей части страны - ок. 50 мм. Город Эль-Аюн снабжается водой из уэда (вади - подземной реки) Эль-Хамра. Постоянным источником воды служит также крупное подземное озеро в районе города Дахла. В годы, когда количество осадков превышает среднегодовую норму, потоки воды заполняют пересохшие русла рек, а пустынная равнина покрывается травянистой растительностью. В пустынях произрастают разреженные кустарники, а в оазисах - акации, пальмы, фикусы. Животный мир небогат. Из крупных млекопитающих встречаются кабаны, муфлоны, антилопы, гепарды, шакалы, гиены, из пресмыкающихся - ящерицы и змеи. Побережье посещают стаи перелетных птиц, направляющихся на зимовку в Мавританию и далее на юг. Прибрежные воды Атлантического океана изобилуют разными видами рыб. Население. Первые жители на этой территории - берберские племена групп зената и санхаджа - в результате арабских завоеваний были арабизированы и исламизированы. В настоящее время основные племена Западной Сахары имеют смешанное арабо-берберское происхождение. Они говорят на диалекте арабского языка - хасания, исповедуют ислам суннитского толка, имеют общие культурные традиции. Племена сохраняют устные предания и определенную социальную структуру. У населения представления о национальной территории смутные, и чаще всего их географический кругозор ограничивается конкретными районами пастбищ или караванных маршрутов. Сахрави проживают не только на территории Западной Сахары, но и в Мавритании, в южных районах Марокко, на севере Мали и на юге Алжира. Общество. Сахрави также называют маврами или, учитывая их арабское происхождение, аль-бейдан (белыми). В своем большинстве сахрави - мусульмане. Традиционное общество базировалось на системе родоплеменных отношений, развивавшихся на уровне клана и племени (кабила). Несмотря на то, что оно сформировалось в условиях патриархата, женщинам предоставляется определенный объем власти и имущественных прав. Социально-политическая иерархия сахравийского общества, основанная на возможности пользования обработанными землями, колодцами и пастбищами, предусматривала осуществление контроля "сильных племен" над менее влиятельными племенными группами. В социальном отношении подчиненная часть сахравийского общества подразделялась на рабов (абид), зависимых крестьян (харатин), кастовые группы певцов-сказителей (иггураван), ремесленников (муаллимин) и племенную знать (знага). На протяжении 17 в. шел процесс дифференциации сахравийских племен на "военные" (хасани) и "религиозные" (завайя). Функциональные различия в деятельности сахравийских племен прослеживаются на примере племенной группы макиль, которая осуществляла экспансию в южном направлении, и местных берберских этнических групп. В конце 17 - начале 18 вв. племенная группа макиль пользовалась значительной поддержкой со стороны марокканских правителей, особенно султана Мулай Исмаила (1672-1727). В результате арабы из группы макиль и берберы из группы санхаджа создали свои раннегосударственные образования, в которых "религиозные" племена отвечали за духовную жизнь, правовое регулирование и торговлю, а "военные", в обмен на выплату дани, обеспечивали их безопасность. Социально-политические перемены в 17-18 вв. произошли и в зоне Сахеля, где в результате религиозно-реформаторских движений местное общество претерпело заметную трансформацию. В результате сахравийские религиозные наставники расширили свое влияние среди племен арабского и африканского происхождения. В 16 в. большой популярностью пользовался мусульманский ученый-богослов Сиди Ахмад аль-Беккаи, который жил в городке Валата на территории современной Мавритании. Поддерживаемый мощной племенной федерацией кунта, аль-Беккаи считался выдающимся знатоком исламского мистицизма (тасаввуф) в рамках традиции Кадирийя и мусульманского права (фикх). У шейха Сиди Моктара аль-Кабира (19 в.), крупного религиозного деятеля федерации кунта, были два выдающихся ученика и преемника: шейх Сидия Баба, который основал религиозное братство бутилимит и признан родоначальником племени улад-бейри, которое и поныне играет видную роль в политической жизни Мавритании, и шейх Мухаммед Фадиль, который в рамках метода мистического Кадирийя создал новое мистическое братство (тарика) под названием Фадилийя. Сын шейха Мухаммеда Фадиля шейх Ма аль-Айнин основал город Смара на территории современной Западной Сахары. По мере роста авторитета Смары как центра исламской науки и образования увеличивалось влияние шейха Ма аль-Айнин и его родного племени регейбат. В 20 в. шейх Ма аль-Айнин признал султана Марокко Мулай Абд аль-Азиза "повелителем правоверных" (амир аль-муминин) и покровителем всех мусульман, обитающих в северной Мавритании и южном Алжире. Однако и Франция, и Испания вынашивали собственные планы относительно будущего этих территорий, что нашло отражение в Алхесирасском акте 1907, который узаконил создание протекторатов каждой из упомянутых европейских держав. Хотя Ма аль-Айнин, а впоследствии его сын возглавили движение сопротивления, в 1933-1934 Франция и Испания завершили захват северо-западной оконечности Африканского материка. В результате европейского вторжения "военные" племена хасани перестали выполнять функции защитников прав собственности и территории. Лишь племя регейбат благодаря своему религиозному авторитету продолжало сохранять влияние в этом регионе. В результате изменившегося соотношения сил между племенами ослабло влияние двух крупных "военных" племен, улад-делим и текна. Со временем сахравийское общество все больше становилось оседлым или полуоседлым. В результате в племенной структуре Западной Сахары произошли заметные изменения: возросла роль женщин в политической и экономической жизни общества, было осуществлено освобождение рабов (абид), уменьшились социальные различия между господствующими племенами и племенами-данниками (знага), большее участие в делах общества стали принимать зависимые земледельцы (харатин). Вместе с тем многие элементы традиционного социального порядка и племенного образа жизни сохранились из-за суровых природных условий, не позволяющих развивать альтернативные кочевью формы хозяйства. Влиятельные старинные семейные династии, в частности семья Ма аль-Айнин, и теперь играют важную роль в борьбе за суверенитет Западной Сахары. Среди влиятельных сахравийских племен особое место занимает племя текна, которое исторически разделилось на оседлых текна вади-нун, проживающих в Марокко, и кочевников текна, которые обитают дальше к югу (например, племена айт-мусса у али, изаргиен, айт-лахсен). Упомянутые выше регейбат разделились на регейбат ас-сахель, которые сосредоточились на атлантическом побережье, и регейбат аш-шарк, проживающих в более восточных местностях, в Сахаре. Кроме того, значительным влиянием, прежде всего в районе Вилла Чиснерос (совр. Дахла), обладают племена улад-делим и улад-бу-сбаа, "военное" племя, которое в свое время бросило вызов Мулай Исмаилу и, потерпев поражение, мигрировало дальше к югу, а также пользующееся авторитетом племя арусийин, проживающее в районе Смары. Поскольку мужское население сахрави в лагерях Фронта ПОЛИСАРИО на территории южного Алжира занято на военной службе, руководящая роль в этих временных поселениях принадлежит преимущественно женщинам. Молодое поколение жителей Западной Сахары плохо представляет жизнь за пределами этих лагерей беженцев, а многие юные сахрави родились там в период войны, которая продолжается уже более 25 лет. См. также: ЗАПАДНАЯ САХАРА: ЭКОНОМИКА ЗАПАДНАЯ САХАРА: ИСТОРИЯ ЗАПАДНАЯ САХАРА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЗАПАДНАЯ САХАРА



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.