ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ
ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Полная популярная библейская энциклопедия
Архитектурный словарь
Бизнес словарь
Биографический словарь
Словарь Джинсы
Логический словарь
Медицинский словарь
Морской словарь
Религиозный словарь
Сексологический словарь
Словарь имен
Словарь мер
Словарь нумизмата
Словарь по психологии
Словарь символов
Финансовый словарь
Этнографический словарь
Большой Энциклопедический словарь
Большой бухгалтерский словарь
Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
Аббревиатуры
Биографический словарь Франции
Новейший философский словарь
Словарь наркотического сленга
Словарь русских личных имен
Словарь русских синонимов
Словарь русских технических сокращений
Словарь строителя
Словарь церковных терминов
Словарь эпитетов
Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь
Финансовый энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
Этимологический словарь Крылова



Главная > ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ

ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ

ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ
ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ (Josquin des Prez) (ок. 1440 - ок. 1521), выдающийся композитор эпохи раннего Возрождения, один из величайших мастеров мирового музыкального искусства. Родился между 1440 и 1450, предположительно в графстве Бургундском или во французской провинции Пикардия. Его имя употребляется в разных формах: Жоскинус, Жодокус, Жускиньо; Депре, Пратенсис, а Прато и т.п. Из биографии композитора достоверными можно считать немногие факты, хотя известно, что он много путешествовал и был благосклонно принят при разных европейских дворах. Предполагают, что Жоскен мальчиком пел в хоре коллегиатской церкви св. Квентина. С 1459 по 1472 он служил в хоре миланского кафедрального собора, а с 1474 по 1479 - при дворе герцога Миланского. С 1486 по 1494 его имя встречается в платежных ведомостях папской капеллы в Риме. В 1499 и потом вновь в 1503 мы находим его при дворе герцога Эрколе д'Эсте в Ферраре; Жоскен посещал Францию, а после 1503, по-видимому, оставался в Ферраре до кончины герцога (1505). Некоторое время спустя вернулся во Францию, где был руководителем королевской капеллы (matre de chapelle) вплоть до кончины короля Людовика XII (1515). В конце жизни был одновременно каноником церкви св. Гудулы в Брюсселе и настоятелем собора Богоматери в Конде. Предполагается, что умер он в Конде в 1521, но, может быть, это случилось тремя-четырьмя годами позже. Современники описывают Жоскена как человека с открытым лицом и лукавыми глазами, остроумного, склонного к шутке, но прилежного в своем ремесле и строгого в оценках собственной работы. Неизвестно, где и у кого он учился. Вполне возможно, что Жоскен не имел среди своих учителей известных музыкантов. Искусство, которое он унаследовал от предшественников, и прежде всего от Йоханнеса (Жана) Окегема, было продолжением средневекового мастерства контрапункта, которое (подобно позднеготической архитектуре) начало вырождаться в самодовлеющую виртуозность. Неоценимая заслуга Жоскена - очищение и совершенствование старой контрапунктической техники, которая в его творчестве становится фундаментом нового, содержательного и возвышенного стиля. Наиболее поразительное качество его музыки - непосредственность и сила выражения. Его понимание задач музыки было глубоко гуманистическим, и потому Жоскена можно считать первым композитором, ставшим вровень с великими поэтами, художниками и архитекторами Возрождения. В 1567 флорентийский гуманист Козимо Бартоли говорил о Жоскене и Микеланджело как о двух художниках, которые "открыли глаза всем, кто ценит эти искусства". Когда в 1868 историк музыки А.В. Амброс объявил Жоскена первым гением в европейской музыке, он только повторил то, что утверждалось тремя столетиями ранее. Здесь невозможно проанализировать многочисленные новации, внесенные Жоскеном в музыкальный язык его времени; отметим лишь некоторые: его замечательное истолкование церковных ладов, часто внутри уже классической гармонической структуры; его предпочтение двудольных метров вместо старых, так называемых "совершенных" трехдольников; его изощренное мастерство в построении полифонической композиции на основе ранее существовавшей темы (или вокруг нее - композиция на cantus firmus); развитие новой техники фугированного, имитационного контрапункта; смелое применение секвенций, ведущих к моментам наивысшего драматического напряжения; наконец, экономное использование возможностей хора, при котором совместное звучание всех голосов (tutti) сберегается для кульминаций. Многие из этих новаций предвосхищают крупнейшие достижения искусства 16 в. Шансоны Жоскена - то веселые, то нежные, задумчивые, грустные, даже душераздирающие - вызывают непосредственную реакцию слушателя, так же, как и его мотеты, в которых содержится немало наиболее впечатляющих художественных высказываний мастера. Мессы Жоскена, ввиду их размеров, возможно, труднее воспринимаются с первого прослушивания, однако и здесь усилия слушателя будут щедро вознаграждены. В качестве примеров можно назвать следующие произведения: Bergerette Savoysienne, Baisiez moi, Parfons regretz, Tu solus qui facis mirabilia, De profundis, Ave Maria; мессы De Beata Virgine и Pange lingua. Среди сочинений других жанров - пользующаяся известностью Stabat Mater и потрясающее Miserere. Наследие Жоскена состоит из 20 месс и ряда отдельных песнопений из этой службы, около сотни мотетов, псалмов и гимнов, 52 светских произведений на французские и 3 на итальянские тексты. Широкому распространению произведений Жоскена способствовало изобретение О.Петруччи нового способа печатания нот. Начиная с 1501 и до конца века Петруччи и другие издатели опубликовали значительную часть наследия композитора, причем многие произведения неоднократно переиздавались. Научная публикация полного собрания сочинений композитора была начата в 1921 доктором А.Смиджерсом (Голландия) и завершена в 1969.


Добро пожаловать!
Большая Библиотека
приветствует Вас!

ЖОСКЕН ДЕ ПРЕ



 

 Поиск по порталу:
 

© БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА 2008 г.